Погода портится, хочется усесться у камелька, завернуться в плед, обнять чашку с глинтвейном и слушать истории. Или историю. Ну, слушайте, я собираюсь рассказать, как на Руси едва не появилась принципиально новая форма государственного устройства. История, как обычно, будет длинной, продолжения будут следовать, и их полный список, тоже как всегда, будет внизу статьи.
Все началось с завещания Дмитрия Донского. Мы со школы помним, что княжение в «отчине» передавалось в роду от старшего к младшему. Не от отца к сыну, а от старшего в роду к младшему в роду. То есть если сын умирал в раннем возрасте, что в ту эпоху было немудрено, то претендентом на наследство становился старший из живущих брат отца, и уже только потом претендент ехал за ярлыком к хану.
Так вот, в завещании Дмитрия Донского, заверенном свидетельством Сергия Радонежского, сначала следует прямое указание наследования не просто княжения, а Великого княжения сыну. Неожиданно для многих такой фразой князь Дмитрий впервые за время ордынского ига самостоятельно провозгласил передачу великокняжеской власти, добавив к этому и еще более серьезные определения: «А переменит Бог Орду, дети мои не имут давати выхода в Орду». Вот так правитель Москвы начал традицию постепенного отвержения монополии Золотой Орды на определение власти и дани на Руси.
Если у кого-то создалось впечатление, что "новая форма правления" - это про выход из-под Орды, то это ошибочное впечатление.
Читаем завещание Дмитрия Донского дальше: «А по грехом, отъимет Бог сына моего, князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княж Васильев удел, а того уделом поделит их моя княгини. А вы, дети мои, слушайте своее матери, что кому даст, то тому и есть».
Именно эта фраза стала камнем преткновения для современных историков: они почему-то потеряли слово «моему» сыну, и получилось будто бы дальнейшее наследование великокняжеского титула отныне будет всегда переходить от отца к сыну, т.е. в данном случае сыну Василия.
Но современники читать умели и понимали, что Дмитрий Донской вовсе не собирается ломать все традиции, достаточно того, что он шел наперекор могущественной орде, чтобы еще и провоцировать междоусобицы, ведь он даже свою жену оставлял блюсти между сыновьями справедливость:
«А по грехом, которого сына моего Бог отъимет, и княгини моя поделит того уделом сынов моих. Которому что даст, то тому и есть, а дети мои из ее воли не вымутся». Это очень важное высказывание, потому что до самой смерти княгини прямой вражды между братьями не было.
Это третий цикл заметок на канале #азбукастранствий
По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима
А по этой - полный список о Переславле-Залесском, его истории и уникальных музеях