Найти тему
Правмир

Жена спасается чадородием?

Из книги игумена Нектария (Морозова) «Таинство длиною в жизнь. Как найти свою любовь и семейное счастье», вышедшей недавно в издательстве «Никея».

В церковной среде часто любят вспоминать слова апостола Павла о том, что женщина спасается чадородием, понимая это как призыв «рожай до бесконечности, и Царствие Небесное тебе обеспечено». Но тут, как при любом грубом упрощении, возникает ряд перекосов.

Если человек делает что-либо из послушания Богу и при этом у него достаточно сил, чтобы понести все последствия своих действий, то он безусловно этим спасается. Нет никаких сомнений. Но мы очень часто сталкиваемся с тем, что люди делают что-то многотрудное, воспринимая это как подвиг, как следование воле Божией, но затем надрываются и вообще утрачивают возможность жить по воле Божией. И все это приводит к колоссальной физической, душевной и духовной деградации. Таких семей мы можем наблюдать, к сожалению, немало.

Каждый из нас христианин лишь настолько, насколько он действительно христианином является. Мало кто может неотступно жить по принципу «будь что будет, обо мне позаботится Бог», не впадая периодами в ропот или в малодушие. Повседневный опыт показывает, что, когда люди так говорят, это еще ничего не значит. Потому что потом выясняется, что у них совершенно конкретное представление о том, как Господь должен о них позаботиться. А может быть, даже не представление, а настоятельное требование. И если Господь о них позаботился не так, как они хотели, а как Он единый знает, то они обижаются, надрываются, ломаются и порой вообще разуверяются. Тех, кто, подобно святому Серафиму Саровскому, предал себя Богу, как железо предает себя кузнецу, я практически в своей жизни не встречал. Единицы, может быть. Поэтому каждый человек должен жить по силам, сперва здраво их оценив, проверив в чем-то малом.

И если мужчина ставит перед женой задачу спасаться чадородием, то для него логично задать вопрос самому себе: а я чем буду спасаться? Наверное, тем, что стану заботиться о женщине, которая мне рожает детей. Причем так, чтобы и она, и дети эту заботу реально ощущали и не испытывали лишения ни в материальных потребностях, ни тем более в любви и тепле. Иначе вполне возможно, что жена будет спасаться чадородием, как мученица, а я погибну.

Если врачи диагностировали у женщины заболевание, которое может привести к смерти в случае новой беременности и родов, а муж настаивает на близости, то это трудно назвать христианской позицией. Сказать, что в таком случае супруги должны отказаться от близких отношений, я не решусь, потому что прекрасно понимаю, что меня обвинят в максимализме и жестокости. Именно по этой причине я утверждаю, что решение муж и жена должны принимать только сами.

Читайте также: