В связи с рекомендациями Роспотребнадзора Всероссийский конкурс профессионального мастерства пилотов на авиационно-химических работах (АХР) «Золотые крылья», назначенный на 12 сентября, отменен и перенесен на следующий год. Однако отраслевые эксперты уверены: переносить на потом решение проблем авиационно-химического комплекса не стоит. А они накопились.
Правовое поле:
АОН опыляет
Член Совета Федерации Сергей Митин отмечает позитивные изменения в сельскохозяйственной авиации, произошедшие в последнее время: «Появляется новая авиатехника, ведется работа по созданию всероссийской инфраструктуры обеспечения авиахимработ, создается специализированный авиационный учебный центр для сельхозавиаторов. Крупнейшие авиапредприятия, выполняющие авиахимработы, по инициативе Фонда содействия развитию сельского хозяйства объединились в авиационный альянс “Аэрохимфлот” с общим парком более 120 воздушных судов».
По мнению представителей авиации общего назначения (АОН), сверхлегкие воздушные суда (с массой до 500 кг), способны разрешить все проблемы с авиахимобработкой российских полей. Но отрасль авиационных работ в этой сфере избыточно зарегулирована, к ней предъявляют завышенные требования безопасности полетов.
Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Олег Сторчевой согласен с необходимостью снижения избыточного регулирования деятельности небольших авиакомпаний, выполняющих авиационно-химические и другие специализированные работы. В то же время он напоминает, что в СССР действовало руководство по авиационно-химическим работам, которое полностью регламентировало эту сферу, и предлагает заинтересованным ведомствам разработать подобный документ, отвечающий современным реалиям, который бы стал еще одной преградой для деятельности «серых и черных» предпринимателей на авиахимработах.
Массовый допуск пилотов авиации общего назначения превратит авиационно-химические работы в «джамшут-такси»
Кто пилот:
АХР его знает
Владимир Тимощенко, директор авиационного предприятия из Волгоградской области, жалуется: «У нас в производственных условиях примерно 5 лет уходит на то, чтобы из подготовленного пилота сделать “пилота-химика”. Массовый допуск к этой сфере пилотов авиации общего назначения, которые, по сути, являются пилотами-любителями, превратит ситуацию на АХР в ситуацию с “джамшут-такси”. В результате доверие потребителей к услугам авиахимработ будет критично подорвано».
Клим Галиуллин, президент Фонда содействия развитию сельского хозяйства, предложил внести изменения в федеральные авиационные правила, регламентирующие медицинское освидетельствование летного состава на авиахимработах: «В настоящее время все пилоты по достижению 55 лет должны пройти расширенную дорогостоящую медкомиссию. Если в случае с перевозки пассажиров повышенные требования к состоянию здоровья экипажей воздушных судов обоснованы, то из нашей отрасли эта процедура зачастую выбивает опытнейшие кадры».
«Качество авиационно-химических работ в стране падает, и это связано с тем, что в отрасль приходят пилоты-непрофессионалы. В настоящее время практически каждый предприниматель может купить мотодельтоплан, получить свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна, написать для себя руководство по производству полетов и сам себя допустить до авиахимработ, — говорит Клим Галиуллин. — Более 50% всех объемов авиахимработ в стране осуществляются предпринимателями, не имеющими на то законных оснований».
Эксперт обозначил это как основной барьер на пути развития сертифицированных авиакомпаний, поскольку создаются неравные условия на рынке, и призвал все органы исполнительной и законодательной власти консолидироваться для скорейшего решения этой проблемы.
Текст: Михаил Илюхин
Читайте также: