Это было предсказуемо
В первой половине 2017 года была объявлена стратегия развития Северного морского пути - сложного, но перспективного маршрута вдоль арктического побережья России. Президент поставил задачу максимально нарастить грузооборот и даже обозначил конкретные цифры. Главная цель - к 2024 году достичь отметки в 80 млн тонн годового грузооборота.
На тот момент весь грузопоток составлял меньше 10 млн тонн в год, поэтому скепсиса сразу было много. Однако планка была поставлена, поэтому обсуждение очень быстро переключили из формата "возможно - невозможно" в формат "как получить такие цифры".
В результате через полгода чиновники излучали уверенность, что все показатели вполне реальны. Более того, амбиции стали расти как на дрожжах: к 2030-му было обещано довести грузооборот до 120 млн тонн, а к 2035-му взять планку в 160 млн тонн.
Весь подвох крылся в том, за счет чего собирались достигать таких цифр. Понятно, что не за счет международного трафика, тем более в условиях санкций и весьма предвзятого отношения к России. Напомним, что в прошлом году многие международные компании начали заявлять, что не повезут грузы по Севморпути, даже если это будет сверхвыгодно. Компания NIKE, например, отметилась таким заявлением.
Но оставим это на совести так называемых "международных партнеров". На них все равно особо и не рассчитывали. Траффик должен был обеспечиваться вывозом полезных ископаемых. И не только углеводородных, как вы могли подумать. С нефтегазом-то как раз все нормально - там планы выполняются даже с опережением.
Проблема оказалась в угле.
Компания "Востокуголь", разрабатывающая ряд перспективных участков в Сибири, спрогнозировала взрывной рост добычи угля. В своих планах она анонсировала доведение добычи до 19 млн тонн в год. И эти планы были учтены при составлении задач по освоению Севморпути. Правда, изначально там стояла приписка "оптимистичный сценарий", но потом об этом даже упоминать перестали.
Однако "оптимистичный сценарий" не оправдался. Сейчас "Востокуголь" добывает едва-едва 1 млн тонн угля в год. И в ближайшие годы ситуация не изменится. Это значит, что из планов по наращиванию грузоперевозок придется разом вычесть 18 млн тонн годового грузооборота.
Глава дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша уже направил письмо в Минтранс с предложением снизить прогноз по грузопотоку проекта на 25%, до 60 млн т в год. Неприятная новость, но стоило изначально предполагать, что "оптимистичный сценарий" нельзя делать базовым.
_____________________
Самые свежие новости судостроения читайте на сайте Korabel.ru. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ВКонтакте, Facebook и "Инстаграм", YouTube