Найти тему

Бутусов в «Ещенепознере». Размышление о «Практике погружения в смысл».

«…- А, может, здесь и нет никакой морали, - заметила Алиса. – Как это нет! – возразила Герцогиня. – Во всем есть своя мораль, нужно только уметь ее найти!..» Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».

Посмотрел «Ещенепознер» с Вячеслав Бутусовым. О самом интервью сказать смогу не много. Кроме того, что сам Бутусов последнее время действует на меня как транквилизатор. Успокаивающе, до полного отключения от действительности. Это ни хорошо, ни плохо. Это так.

За час интервью поговорили о многом, наверное, интересном. Я на все это «интересное» смотрел сквозь туман успокоенности. Поэтому не могу и не хочу вступать в какую-то полемику или даже обсуждение. Я хочу отвлеченно поразмышлять.

Ведущий Николай Солодников любит покидаться в зрителя различными «фамилиями режиссеров, исполнителей, писателей», «названиями фильмов и книг» и прочей информацией «не для всех». Конечно, можно было бы обвинить его в том, что «они ученость свою хочут показать…» Но, думаю, что делает он это искренне, а значит, не подсуден.

Однако, мне всегда был странен публичный разговор, который сводится к обсуждению «материала», неизвестного большинству аудитории. Да… в этом есть момент просветительства. И, наверное, он правильный. Но, поделюсь своими мыслями…

Я жил в Ленинграде (Санкт-Петербурге). В нем присутствие туристов ощутимее, чем в Москве. Потому что сконцентрированнее. И я не раз наблюдал, как эти туристы бегают от одного «исторического объекта» к другому, стараясь все посмотреть, ничего не забыть. Наполнить себя, так сказать, впечатлениями. Наверное, они хотят к чему-то такому прикоснуться. Что-то такое почувствовать. Во что-то такое погрузиться.

Но, я просто уверен, что в такой беготне ни во что «такое» погрузиться невозможно. А практика сторителлинга нас учит, что красивое и правильное «погружение» возможно только при многократном, ритуальном «соприкосновении» с чем бы то ни было. Хоть с камнем исторического объекта, хоть с музыкальным произведением, хоть с художественным полотном, хоть со скульптурой, хоть с книгой, хоть со спектаклем… хоть…хоть…хоть… с человеком. Когда вы с этим «объектом» создаете общую Историю.

И когда через это самое ритуальное душевное, духовное погружение в единственный объект вы сможете понять, осознать в нем «что-то такое». У вас появится с ним общий смысл. Со-мыслие. До вас дойдет, что те же самые открытия, откровения можно получить в общении с любым объектом окружающей природы. Мало того, у вас появиться возможность практиковаться в этом. Пассажир в метро для вас станет не менее значимым и ресурсным, чем «Прелюдия и фуга Ля бемоль Баха в исполнении Гленна Гульда».

Не будьте туристами!