Натан Вульф - вирусолог, преподаватель Стэнфордского университета, основатель и руководитель некоммерческой организации "Global Viral Forecasting", мирового лидера в исследовании и борьбе с новыми вирусами.
Персональный сайт: http://nathanwolfe.net/
Книги: «Смертельный шторм. Эпоха новых пандемий»
Статья:
Вспышка свиного гриппа, похоже, возникла без предупреждения. В течение нескольких дней после того, как его заметили, грипп уже распространился до такой степени, что его сдерживание было невозможно. Тем не менее вирус, стоящий за этим, должен был существовать в течение некоторого времени, до его обнаружения. Разве мы не могли обнаружить его и начать действовать раньше, до того, как он распространился так широко? Ответ, скорее всего, да — если бы мы обращали более пристальное внимание на взаимодействие человека и животных, которое и позволяет новым вирусам появляться.
Хотя многое остается неизвестным о том, как рождаются пандемии, мы знакомы с такими видами микробов, как ОРВИ (тяжелый острый респираторный синдром), грипп и H. I. V., которые представляют собой виды заболевания с риском широкого распространения. Мы знаем, что они обычно происходят от животных и чаще всего в определенных местах по всему миру, таких как бассейн Конго и Юго-Восточная Азия.
Наблюдая за людьми, которые подвергаются воздействию животных в таких вирусных горячих точках, мы можем фиксировать и ловить вирусы в тот самый момент, когда они попадают в человеческое общество, и таким образом развивать способность предсказывать и, возможно, даже предотвращать пандемии.
За последние 10 лет мы с коллегами доказали, что такой мониторинг возможен. В Камеруне мы изучали охотников, которые постоянно взаимодействуют с кровью и биологическими жидкостями тела обезьян, летучих мышей, диких свиней и других преследуемых животных. Собирая образцы как у охотников, так и у их жертв, мы обнаружили ранее неизвестные вирусы и задокументировали, как они перескакивали от животных к людям. Например, мы видели, как ретровирус гориллы, никогда ранее не встречавшийся у людей, заразил одного из наших испытуемых.
Затем, наблюдая за инфицированными людьми и теми, кто контактирует с ними, мы наблюдаем, какое воздействие эти новые вирусы оказывают на людей и как легко они могут переходить от человека к человеку.
Мы также можем идентифицировать генетические и иммунологические сигнатуры вируса и другую биологическую информацию, необходимую для создания диагностических тестов, вакцин и методов лечения, чтобы при появлении болезни, на нее можно было реагировать как можно быстрее.
Если бы аналогичные системы мониторинга были установлены на фермах в Мексике, где, как предполагается, возникла нынешняя вспышка свиного гриппа, возможно, мы смогли бы идентифицировать движение вируса в точке или вблизи того места, где он попал к людям. Такая информация могла бы значительно ускорить ответные шаги по борьбе с вирусом.
Мы не одни работаем над предотвращением пандемии. Многие федеральные агентства, включая центры по контролю и профилактике заболеваний, Агентство США по международному развитию и Министерство обороны — а также Всемирная организация здравоохранения и частные природоохранные организации, такие как общество охраны дикой природы и Фонд дикой природы, также ищут способы остановить пандемии на ранней стадии. Но требуется гораздо больше работы.
Моя организация и ее сотрудники недавно создали станции вирусного мониторинга в Китае, Лаосе, Мадагаскаре, Малайзии и Демократической Республике Конго. Но это только начало. Чтобы создать всемирную сеть безопасности, нам нужно будет контролировать тысячи людей, подвергающихся воздействию животных в десятках мест по всему миру — не только охотников, но и людей, работающих на фермах и на рынках животных. Важно, чтобы американское правительство сделало профилактику пандемии приоритетной задачей и выделило больше ресурсов на расширение эпиднадзора за болезнями людей и популяций диких и домашних животных во всем мире.
Наши нынешние глобальные стратегии общественного здравоохранения напоминают кардиологию 1950 — х годов, когда врачи сосредоточились исключительно на реагировании на сердечные приступы и игнорировали всю идею профилактики.
Мы не должны были так удивляться свиному гриппу на прошлой неделе, и мы должны быть уверены, что нас не застигнут врасплох эпидемии, которые, несомненно, последуют за ним.
[Впервые опубликовано на странице OpEd в The New York Times, 30 апреля 2009 г.]
(Перевод с английского осуществлен Адерихиным Р.)
Применительно к сегодняшним реалиям, а именно ситуацией с так называем "коронавирусом", стоит отметить, что на сегодняшний день существует около тысячи станций вирусного мониторинга, обхватывающих территорию Китая, Сингапура, Малайзии и др. стран Восточного региона.
Более того, относительно статистики систем видеонаблюдения и мониторинга за диверсифицированными параметрами состояния населения, можно сказать, что, например, в Поднебесной в 2016 году работало минимум 176 млн камер, которые «смотрят» на улицы и здания страны. В 2017 году, по оценкам специалистов, правительство вложило около $184 млрд в государственную безопасность, и немалую часть от этой суммы составили именно системы видеонаблюдения. В 2020 году правительство планирует сделать системы видеонаблюдения вездесущими, установив контроль за гражданами в зданиях и на улицах. Вскоре будет сложно найти место в любом городе Китая, где нет камер.
Аналогичная ситуация просматривается и в Сингапуре, одном из самых развитых и богатых городов-государств мира. Закономерно возникает вопрос: откуда при таком разнообразии средств массового слежения могло "свалиться как снег на голову" то, что мы зовем эпидемией коронавирусом? Однако это тема совсем другого исследования.
Спасибо за внимание!
Ссылки:
1. Информационный ресурс, электронная библиотек LiveLib
2. Информационный ресурс Amazon.com.
3. Информационный ресурс: Смертельный шторм. Эпоха новых пандемий.
4. Информационный ресурс: Edge.org.