Движение в автомобиле по автомагистрали с интенсивным движением является еще одним наглядным примером управления в быстроизменяющихся условиях в дополнение к примеру «Сплав по горной реке».
Данный пример, несмотря на иную предметную область, позволяет выделить аналогичные особенности такого управления в быстроизменяющихся условиях.
Ссылки на смежные материалы я обычно указываю в конце статьи. Поэтому обязательно читайте до конца.
1. Краткий анализ управления
Прежде всего,, если рассмотреть управление автомобилем при движении по городской автомагистрали с интенсивным движением в сравнении с движением по свободной дороге, то прежде всего можно заметить существенное увеличение контролируемых параметров.
В частности, особое значение приобретает большое количество детальных параметров, таких как расстояние и скорость движения всех близкорасположенных участников движения, находящихся спереди, сзади, слева и справа, их сигналы о предстоящих маневрах («поворотники», стоп-сигналы и т. п.).
При этом, резко уменьшается роль усредненных показателей, в частности, среднее время проезда из одной части города в другую или средняя скорость движения, так как можно в любой момент «встать в пробке», и все средние показатели потеряют всякий смысл.
И, наоборот, значение отдельного детального показателя может в любой момент приобрести аномальный характер. Так, например, неудачный маневр соседнего автомобиля может привести к аварии с большими потерями времени и затратами на ремонт.
2. Новые свойства управления
Таким образом, даже элементарный анализ позволяет выделить аналогичные закономерности управления в быстроизменяющихся условиях, которые были отмечены ранее в примере «Сплав по горной реке».
- уменьшение свободы для маневрирования (по сравнению с движением
по свободной дороге, где нет интенсивного движения); - увеличение количества контролируемых параметров и повышение роли оперативного управления;
- необходимость постоянного и всестороннего мониторинга
детальных показателей, так как заранее неизвестно, где и когда
возникнет очередная проблемная ситуация; - аномальное действие отдельных параметров так как одно неверное действие может привести к аварии (с различными последствиями);
- необходимость высокой скорости реагирования, которые должны
соответствовать темпу движения автомобильного потока; - повышение роли каждого отдельного управленческого решения, так
как каждый отдельный маневр водителя является крайне важным, и у
водителя, почти как у сапера, «нет права на ошибку».
3. Недостатки примеров – в реальной жизни все сложнее
Недостатком приведенного примера является отсутствие нелинейности и непредвиденности изменений в так называемых точках изменения траекторий развития (точках бифуркаций). Иными словами, в реальном бизнесе все намного сложнее.
Кроме этого требуется наполнение примера иным смысловым содержанием. Например, вместо «опасных маневров автомобилей необходимо рассматривать иные показатели.
К ним можно отнести изменение макропоказателей экономики, изменение налоговой системы, изменение тарифов ЖКХ, появление на рынке новых изделий, новых технологий, новых конкурентов и т. п.
Может быть, автомобильные пробки для того и существуют, чтобы мы задумались и быстрее увидели эти новые закономерности управления в быстроизменяющихся условиях. Вы со мной согласны или нет?
Материал подготовлен на основе информации авторской монографии: «Новые закономерности менеджмента в эпоху ускорения перемен».
Смежные статьи:
Управление в быстроменяющейся среде: Часть-1. Анализ и сопоставление со стабильными условиями
саморазвитие самопознание эзотерика йога философия
Канал «Эволюция-II» Подписаться
Ваши комментарии