Найти в Дзене
Музей - это НЕ скучно!

Как строили советский "рай" для интуристов

Оглавление
Был ли закрыт СССР для иностранных туристов? Нет!
Был ли закрыт СССР для иностранных туристов? Нет!

По данным статистике Ростуризма, после экономического кризиса и санкций 2014 года, иностранных туристов к нам стало приезжать вдвое меньше, чем приезжало в СССР в период "Железного занавеса".

Еще в 20-х гг. прошлого века советские власти поняли положительное влияние въездного туризма, что это есть не что иное, как "самоокупаемый канал внешнеполитической пропаганды - Приехал. Увидел. Понял. Полюбил".

Задача стояла не просто принять иностранца со всем радушием и комфортом (на сколько была способна советская инфраструктура), но показать и рассказать то, что выгодно отличает советский строй от капиталистического.

Для осуществления замысла, была создана госмашина - "ИНТУРИСТ", которая отвечала за прием, обслуживание иностранных гостей, привлекательность нашей страны, несла всю ответственность за любые их действия на территории СССР.

-2

Конечно, при открытой границе, никто не собирался давать иностранным гражданам вольно разгуливать по стране. Все было строго запланировано, расписано по минутам. Жизнь "гостя" проходила под присмотром гида-переводчика, который позже отчитывался перед органами безопасности.

Маршрут, транспорт, гостиница, рестораны, магазины сувениров, показ достопримечательностей, абсолютно все контролировалось. Отсутствовало такое понятие как "свободное время", "личные планы", "отставание от группы", "развлечения на любой вкус".

За соблюдение всех норм отвечали экскурсоводы и гиды-переводчики своей головой в прямом смысле. На должность которых принимали сотрудников спецслужб, хорошо подготовленных, преданных Советам и проверенных кадров.

А была ли привлекательна наша страна для иностранных гостей и кто приезжал

Иностранцы не горели большим желанием посетить страну, где так не любили капиталистов. Много ходило различных слухов и небылиц, о том что может ожидать свободного человека в тисках социализма.

В основном проявляли интерес к поездкам в СССР общественные деятели, журналисты, политики, иностранные агенты.

Конечно, были те, кто приезжали по приглашению или обмену (группы трудящихся, студентов, на фестивали). Но лишь единицы из простых путешественников не боялись рискнуть и посмотреть своими глазами на "восточного монстра".

Не помогал даже внешний пиар

Советские власти организовали через "ИНТУРИСТ" внешнюю рекламу. Для привлекательности СССР за границей была налажена работа по массовой рекламе в Нью-Йорке, Лондоне, городах Германии, Франции и Бельгии.

Слоганы на плакатах, брошюры, листовки - везде яркая реклама кричала о преимуществах поездки в СССР и привлекательность страны.

А специально созданный журнал «Путешествие в Советский Союз», выходившего на русском, английском, немецком и французском языках с 1966 года, не стеснялся прибегать к преувеличениям и лжи.

Пример тому слоган на первой: "Турпутевка в СССР - это больше чем просто путешествия ради удовольствия – это поездка в новый мир!"

Что показывали

Но даже если иностранный гость все-таки пересекал нашу границу, то его действительно ожидал другой мир. Это был и не Советский Союз и не Европа. Это был мир театра и декораций по сценарию советских спецслужб.

Главной задачей экскурсовода - было исполнение идеологической функции через демонстрацию достижений советской власти и преимущества советского образа жизни.

По сценарию использовался определенный набор демонстрационных практик, направленных на повышенное внимание к гостям, выборочное представление действительности, когда лучшее подавалось как типичное.

Как правило на составленном маршруте и утверждённом госбезопасностью был подготовлен ряд объектов, которые выдавались за «обычные», хотя в действительности были лучшими из имевшихся

Среди таких объектов могли быть:

предприятия легкой промышленности, сельскохозяйственное производство (совхозы, колхозы, агрокомплексы, теплицы, питомники), общественные организации (школы, ясли, детские сады, пионерские лагеря), медицинские учреждения (больница, поликлиника, санаторий), спортивные сооружения (площадки, спортзалы, стадионы и дворцы спорта) и т.д.

В соответствии с объектами показа определялся и маршрут иностранного гостя

Понятно, что лучшие из лучших предприятий и организаций могли находится в столичных и крупных городах союза. В связи с ч ем основным направление для въездного туризма всегда были Москва—Ленинград—Киев-Сочи-Крым.

В список "нежелательных объектов" попадали разрушенные, бедные и грязные кварталы городов, путь очищали от очередей в продовольственные магазины (как повседневность советского гражданина), а сами магазины могли закрыть на учет (на время экскурсии) из-за пустых полок.

Социальные проблемы не должны были попасть в иностранный объектив.

Так же иностранцам был закрыт доступ на территорию, где размещались стратегические важные, военно-промышленные комплексы и тюремно-исправительные учреждения. В частности были закрытые некоторые районы Сибири, Крайнего Севера, Кавказа, Урала и Карелии.

Тем не менее, даже проработанная система часто давала сбои, поэтому в западных новостях и записках путешественников можно встретить проблемы, с которыми приходилось сталкиваться иностранным туристам в СССР.

К ним относились:

1. Недостаток инфраструктурных объектов —  элементарная нехватка предприятий питания и размещения, отсутствие дорог и центров развлечений.

Все потому, что в приоритете правительство выделяло деньги на строительство промышленных, сельскохозяйственных и социально-значимых объектов. Предприятия индустрии гостеприимства финансировалось и снабжалось по остаточному принципу.

2. Дефицит расходных материалов и инвентаря на протяжении всего маршрута.

Иностранные гости жаловались на отсутствие туалетной бумаги в номерах (управляющему гостиницы было стыдно оставить газетку или книжку в санузлах, поэтому постояльцу приходилось рассчитывать на свою смекалку), наличие насекомых, долгое ожидание заказа в ресторанах, несоответствие меню оплаченному по путевке.

Такая ситуация создавалась из-за централизованного снабжения, которое грешило задержками поставок, или их бедностью и недостаточностью.

3. Отсутствие сервиса (нетактичное поведение работников, некачественное и недобросовестное выполнение профессиональных обязанностей).

Почему работники индустрии гостеприимства и сервиса не хотели работать хорошо?

Советский человек - это человек старой закалки с четкими убеждениями и взглядами, сформированными согласно идеям социализма. И все, что не соответствовало этим взглядам отторгалось.

Что часто вызывало предвзятое отношение ко всем капиталистам. Это проявлялось в отношении мотивации работников сферы услуг. Для европейца практика чаевых-это хорошая мотивация работников услуг помимо заработной платы.

Для советского человека -это взятка от врага народа, которая унижает достоинство советского человека. Ведь у него достаточная и единственная приемлемая форма материального вознаграждения - это его зарплата.

Работники, которые были замечены в принятии денег от иностранца привлекались к уголовной ответственности.

А вот теперь представьте себя на месте работника советской гостиницы, которому постоялец дает чаевые и благодарит за хорошую работу. Вы глубоко в подсознании понимаете, что это хорошо, но не имея возможности взять деньги (может даже и в валюте), будете кусать губы от досады.

После, у вас останется чувство несправедливости и разочаровании, в котором волей-неволей вы будете винить, кого? Себя? Власть? Конечно гостя!

Советская система иностранного туризма прекратила свое существование в 1991–1992 годах.

-5