История живописи уходит своими корнями в первобытные времена, когда человек пытался запечатлеть изображение в наскальных рисунках или фигурках. А это сотни тысяч лет назад - ни больше ни меньше.
Со временем менялось и развивалось представление человека о мире и его месте в нем. С расширением сознания, шло развитие искусства. Поэтому и живопись, как постоянная спутница человеческой цивилизации, имела разное предназначение и роль на всех стадиях человеческой эволюции.
Без углубления в региональные особенности Востока или Азии, а также короткие временные отрезки внутри эпох, всю историю живописи, особенности ее становление, будет легко отследить и запомнить.
Так как везде и в любое время, развитие культуры более ли менее шло равномерно.
Каждый этап развития живописи сопровождался, как правило, каким-либо переломным событием в культурной среде человека, произведя целую революцию. Это могло быть появление кисти, особого цвета краски, философских взглядов или новой техники.
И так начнем!
Искусство живописи дошло до нас в таком виде в каком дошло, пройдя ряд этапов становления.
1. "Древняя живопись"
Большой временной отрезок по сравнению с остальными этапами. Это самое начало - первобытная (пещерная) живопись (40-8 тыс. лет назад) и живопись древних цивилизаций (3 тыс. лет до н.э. - 6 век до н.э.). Это Междуречье, Китай, Индия, Средиземноморье, Латинская Америка.
Особенности. Живопись, как необходимость передачи информации, имеет узко практическое назначение (в ритуальных обрядах, межевание племенной территории, обучение и т.д.), строгая преемственность традиций изображения, отсутствие принадлежности к конкретному художнику (всё - достояние общественности).
На этом этапе изобретена кисть, используются природные оттенки красного, белого, черного цветов (глина, уголь, мел) и придуман первый синтетический цвет-синий.
2. "Античность" (IV век до н.э. - V век н.э.)
Это следующий этап, живопись вышла на новый уровень. Чему способствовало образование греко-римской цивилизации, которая дала культурное начало всей современной Европе (и не только).
Любое искусство служит на пользу героям и богам, возвеличивая и восхваляя каждого. Живопись на службе повседневности (украшение быта: посуда, интерьер и т.д.).
В античности зарождаются принципы светотени. Появляются новые сюжеты на мифологические и бытовые темы. Набирает популярность такая форма живописи как мозаика и фреска.
3. "Средневековье"
Живопись на службе у церкви. Приоритеты у художников - не передача реальности, а отражение духовности, строгая канонизация изображений. Доминирующие виды - фрески, иконы, книжная миниатюра (все на библейские сюжеты).
Личность художника все еще не важна, так как через человека рождается творение Божие, Его величие и сила в противовес человеческой греховности и тленности всего материального.
Однако особо талантливые мастера все же оставили след в истории (Никола Пизано, Джотто ди Бандоне, Жан Фуке, Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий).
Символичными становятся два главных цвета: голубой - цвет частоты, неба и Девы Марии, и золотой - солнца, света, вечности. Однако не все сюжеты были на религиозную тему. Воспевали рыцарские подвиги, а так же пороки людей.
4. "Возрождение"
Этот этап можно считать большим прорывом во всех сферах человеческой деятельности и в живописи в том числе.
Теперь уметь рисовать - это великий дар. Личность художника становится олицетворением человеческой силы, его способностей и воли.
Именно поэтому, до нас дошли много имен великих живописцев (Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Паоло Веронезе, Ян ван Эйк, П. Брейгель, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший и др.)
Особенности. Появление академического (привычного нам) рисунка. Возрождение принесло нам понятие "портрет", "пейзаж", "натюрморт" и др. Формирование основных стилей и жанров живописи. Художники стремятся создать обилие цветов и красок. Переход от религиозных жанров к бытовым и обыденным.
5. "Классический"
После Возрождения шло дальнейшее развитие живописи, появилось большое разнообразие направлений и школ. Расширилась и четко оформилась система жанров. Искусство живописи стремительно набирало обороты. Барроко - Классицизм - Романтизм - Реализм - Импрессионизмом.
Было еще много промежуточных направлений в живописи. Людей богатых становилось больше, больше заказов на картины, больше художников, которые готовы были удовлетворить всякий спрос.
Доступность художественного образования, массовая конкуренция и высокие требования к мастерству художников у публики (и покупателей) порождают новые направления, новые национальные школы:
французская (Ж. Латур, Ф. Шампень, Н. Пуссен, А. Ватто, Ж. Б. Шарден, О. Фрагонар, Ж. Л. Давид),
итальянская (М. Караваджо, Д. Фетти, П. да Кортона, Дж. Б. Тьеполо, Дж. М. Креспи, Ф. Гварди),
испанская(Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Б. Э. Мурильо, Ф. Гойя), школа Фландрии (П. П. Рубенс, Я. Иорданс, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс), голландская (Ф. Хале, Рембрандт, Я. Вермер, Я. ван Рейсдал, Г. Терборх, К. Фабрициус),
английская (Т. Гейнсборо, У. Хогарт),
русская (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский).
Происходит интенсивная борьба течений, прогрессивных и реакционных идей, передовых направлений против академизма, сосуществуют разные стилевые системы живописи провозглашающие новые социально-гражданские идеалы.
6. "Модернизм"
Начало XX века. Важный переломный момент в живописи - появилась фотография. Теперь живопись перестала нести практическую значимость, как четкая передача изображения. Картина стала только украшением стен.
Для художника теперь не так важно передать точное (реальное) изображение, а важно наполнить рисунок сплошными эмоциями и переживаниями. Фантазия художников освободилась от границ и условностей. Везде абстракция и беспредметность.
Что дало сильный толчок появлению всевозможного "абсурда": авангардизму, андеграунду, абстракционизму и т.д.
7. "Современность"
Это наше время. Понятно, что сегодня все строится на цифровых технологиях. Вот и искусство живописи сегодня уже не мастерство кисти художника, а мастерское владение компьютерной громадностью.
Сегодня это больше графика, инсталляции, концептуальное искусство, брендализм или GPS - рисование и т.д.