Найти тему
Эля Ильинская

Школьная литература - предмет спорный, а иногда вредный

Читать книги, конечно, полезно. Я и сама люблю читать. Но русская литература (по большей своей части) грустна и меланхолична. Она развивает и обогащает духовно, спору нет, но формирует разрушительные поведенческие шаблоны (особенно если ребенок впечатлителен).

Помню, как-то на уроке литературы меня подняла учительница и задала такой интересный вопрос:

-А почему Федор Михайлович Достоевский сделал главным героем своего романа Родиона Раскольникова, а не Дмитрия Разумихина?

Кто не помнит - Разумихин - это друг Раскольникова, который ему всё время помогал. Жизнерадостный, добрый, светлый человек, трудолюбивый и целеустремленный. Но простоватый.

Я тогда бодрым голосом отрапортовала: "Разумихин - ограниченный, не способен на сильные чувства и переживания. А Раскольников думает о смысле жизни, ищет себя, переживает о несправедливостях мира". Кажется, учительница осталась мной довольна.

Фото автора.
Фото автора.

Спустя годы я много думала над этим вопросом. Почему у нас несколько высокомерное, пренебрежительное отношение к деятельному Штольцу (из "Обломова") и к добряку Разумихину? Может, они на самом деле герои?

Русская литература прекрасна и возвышенна, но она формирует в сознании образ героя, который сидит, страдает, но не пытается ничего изменить (как Обломов). А если и пытается (как Раскольников) - то лучше бы ничего не делал :)

Мятежные, страдающие герои - всё это мне очень близко. Я и сама по духу такая - склонна к рефлексии, к самокопанию. А вот практических жизненных навыков = 0. Точнее, они приходят с годами, но через набивание шишек и многократное наступание на грабли.

Почему-то литература внушает нам, что страдать и бесконечно размышлять - это красиво и благородно, а вытащить себя за волосы из болота и начать что-то менять в своей жизни - это мещанство :)