Со времен советского союза физическому воспитанию в учебных заведениях уделяется особое внимание. Можно даже сказать более чем другим важным и основополагающим дисциплинам (естествознание, обществознание, экономика). Все это, конечно же, связано с тонкостями режима и идеологии, требующих развития силы и выносливости. Некоторые учителя ссылаются в случаях выяснения причин такого внимания на какую-то “закалку”, методы из “научной” литературы, которая была написана в это же советское время и имела характерные окраску и цели.
В ту эпоху были переосмысление ситуаций в обществе, постоянные войны, конфликты, общественные недовольства, изменения парадигм...Чувствуете логику? Абсолютно верно–диктатура требовала взращивания настоящих “воинов”, “богатырей”, способных защитить свою отчизну силой, а также вынести самые трудные условия. Гендерное различие в таких ситуациях легко исчезает–мы все равны, женщины и мужчины одинаково сильны и выносливы. О, никто не спорит, только поймите, что женщине всегда приходилось на войнах гораздо хуже, причем не из-за себе подобных.
Занятия физической культурой стали обязательны уже не только в качестве укрепления здоровья, которое, кстати, не только и не всегда укрепляется с помощью физических упражнений. О последнем писали выдающиеся нейрохирурги и нейробиологи: спорт действительно может пагубно влиять на состояние здоровья в случаях непредрасположенности организма человека к большим физическим нагрузкам, или болезням и травмам, а также чрезмерным тренировкам на износ. Очень редко можно в таких ситуациях получить положительный результат, если только вы оказываетесь способным восстановиться, или вы действительно получаете удовольствие от тренировок (даже в последнем случае велика вероятность регресса или сбоя).
Распространенное мнение о стопроцентном положительном влиянии спорта на организм человека появилось вследствие мною указанного фактора, а также постоянно подкреплялась литературой и методичками в которых были статьи и таблички с сотнями людей, которые вылечились от самых тяжелых заболеваний, даже на уровне аномалий головного мозга, что возникают в перинатальном периоде. Учителя, родители, другие люди–все стали в одночасье доверять примитивным фактам социологов и статистов, которые имеют слабость приписывать данные, факты, добавлять и уменьшать цифры, обобщать информацию из разных источников, а порой и путать последние между собой.
В школьную и ВУЗовскую программу стали включать все больше занятий физкультурой, и если не больше 2-3 дней в неделю,то сам объем и план тренировок стали более энергозатратными и тяжелыми, способы реализации крамольными. Все, кто шел учителем физкультуры, были идейными, мотивированными и глубоко убежденными людьми. Примечательно, что некоторые преподаватели могли действительно создать благоприятную атмосферу на занятиях, найти подход к каждому ученику и распределить нагрузку грамотно. Однако сейчас такое можно встретить только во время тренировок с индивидуальными тренерами, хотя и здесь встречаются горе-педанты.
Ближе к XXI веку, со сменой общественных интересов и влиянием других стран, глобализацией, изменился взгляд и на занятия физкультурой, и не всегда в положительную сторону. На занятиях по физкультуре снижалась мотивация учеников, студентов–они осознавали противоречивость данной дисциплины. Родители, будучи практически последними воспитанниками Советского Союза, тоже понимали все нюансы занятий, поэтому стали относиться к этому предмету и его результатам оценивания снисходительно и иронично. Тем не менее, оставались учителя, погрязшие в деспотичном идеологическом субстрате. Но и он вскоре стал их медленно убивать–многие высокоидейные, принципиальные и упрямые приверженцы тяжелых и опасных физических нагрузок, а также активного насаждения своих убеждений относительно рано закончили свое неутомимое существование. Тогда польза физических нагрузок становится ещё более противоречивой. Видимо в училище, университете или институте «будущее советского спорта» пропускало темы, в которых обсуждались проблемы, связанные с риском сердечно-сосудистых заболеваний, ишемической болезнью сердца и т.д. Или в таких учебных заведениях активно насаждались специфика и важность госзаказа в направлении физической культуры. В таких ситуациях, процент смертности, развития и обострения болезней, получения травм во время чрезмерных физических нагрузок умалчивается, или упоминается с иронией, издевкой.
Безусловно, польза от упражнений и определенного уровня активности есть: иммунитет укрепляется, становится более устойчивым к заболеваниям, повышается тонус мышц, однако, если у человека есть желание заниматься этими упражнениями, если он способен выдержать нагрузки. Зная некую индивидуальность каждого организма, его нервной системы, преподаватели все равно продолжали тренировать всех по одной и той же программе, которая является усреднённой, но вы, наверное, догадываетесь каким образом составляются такие программы.
Спортивные мероприятия и соревнования–это отдельный вид спектаклей, организованных для отвлечения народа от серьезных проблем, которые они стремительно находят в противном случае. Все эти праздники и эстафеты со временем превратились в их некое подобие, туда, как и практически в любую сферу, проникли личные интересы, деньги, жёсткая конкуренция и различные скандалы. Тем не менее, спорт стал неплохим лифтом социализации, вне зависимости от специфики этих представлений стали иметь иное значение менеджеры, тренеры, продюсеры, журналисты, болельщики.
Практически каждый вид спорта–это совокупность правил, а не все любят им подчиняться. Таким образом, приучать к жесткой десциплиге получается не всегда, найдутся люди, что сомневаются в универсальности нагрузок и тренировок для каждого человека. Это совершенно ясно, страстное желание рисковать собой ради интересов других существенно уменьшилось. Если люди и занимаются спортом, то только с удобным для них планом тренировок и руководствуясь при этом своими интересами. Для некоторых физическая культура стала поводом для отказа от очной формы обучения или обучения в принципе. На мой взгляд, это абсурдная ситуация, возникает она вследствие привычки придавать огромное значение физкультуре, отказываться от потенциально ценных и способных кадров, что неспособны выполнить определенный норматив. Бороться с этим тяжело, да и не всегда нужно–большинство людей прониклись нужностью физических упражнений во время учебы, да и на протяжении всей жизни. Они могут здорово отвлекать от проблем, стрессовых ситуаций, кого-то–закалять.
Все спортивные нагрузки имеют индивидуальные степень и характер воздействия на человека , стоит обязательно учитывать этот фактор при составлении планов занятий, списков обязательных дисциплин,подбора преподавателей, а также при самостоятельных занятиях спортом. Хотя можно рассматривать компонент физической культуры как одну из сил в борьбе за существование, естественного отбора. У каких-то особей возникают модификации, полезные для них же самих, у других приходит осознание ненужности и бесполезности физических нагрузок. Можете рассматривать этот культ как угодно, просто делайте это с максимальной трезвостью и пониманием его специфики и противоречивости для человеческого организма.
By Epochal Creation 💫