Найти тему
Исторический музей

Что такое «тощие свечи»?

Оглавление

Характерным для русского храма XVII века предметом церковной утвари были деревянные подсвечники цилиндрической формы. Их высота доходила до полутора метров, и, как правило, они были расписаны цветными красками. Подсвечники ставились перед храмовыми иконами или перед образом, лежавшим на аналое.

Обычно их называли ставниками или поставцами, однако в музейной среде закрепилось другое, «неофициальное» название из прошлого: «тощие свечи».

Тощая свеча. XVII-XIX вв. ГИМ
Тощая свеча. XVII-XIX вв. ГИМ

Существует версия, что такое название подсвечники могли получить из-за того, что изначально деревянное тулово покрывали тонким слоем воска, после чего расписывали и наносили лак.

При этом из самого тулова, чтобы древесина не гнила и не трескалась, выбирали сердцевину. Делалось это либо методом долбления, либо при помощи масла, которое заливали в небольшое отверстие в стволе, затем поджигали и следили за тем, чтобы не прожечь стенки. Специальным инструментом вынимали пережжённую древесину, доходили до середины колоды, переворачивали и начинали делать то же самое с другого конца. Поскольку восковой у такой «свечи» являлась только поверхность, а её основа — деревянная, да ещё и полая, то и сама она, разумеется, была «тощей».

Тощая свеча. XVIII в. ГИМ
Тощая свеча. XVIII в. ГИМ

Со временем тулово подсвечников перестали покрывать воском, а на смену восковым краскам пришли краски темперные (предварительно поверхность цилиндра покрывалась левкасным грунтом).

Подсвечники украшали орнаментом из трав и цветов, которые символизировали райские кущи, а также изображениями святых и распятия.
Тощая свеча. XVII в. ГИМ
Тощая свеча. XVII в. ГИМ

Иногда «тощие свечи» опоясывали орнаментальными накладками, отлитыми из различных металлов с изображениями христианских символов. Нижняя и верхняя часть «тощей свечи» также украшались металлическими пластинами, а на верхушке ставился сам подсвечник, вмещавший до 13 свечей, что символизировало Христа и апостолов.

Несмотря на название, изготовление «тощей свечи» требовало мастерства и финансовых затрат со стороны заказчика.

Такой предмет зачастую являлся дорогим вкладом, сделанным состоятельным прихожанином.