Найти тему
Медиапалуба

Почему в России не будет серийных винторулевых колонок

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь совместно с НПО «Винт» АО «Центр судоремонта «Звёздочка» разрабатывает винтоповоротный комплекс, состоящий из выдвижной поворотной колонки и двух подруливающих устройств для исследовательского судна Главного управления глубоководных исследований МО РФ проекта 02670 «Евгений Горигледжан».

Договор на работы стороны заключили как раз перед международным военно-техническим форумом «Армия -2020».

Напомним, ОИС «Евгений Горигледжан» было заложено 19 марта 2016 года. Хотя, если говорить по-правде, то закладка здесь формальная, так как судно строится на базе уже готового спасательного буксира МБ-305 постройки польской Щецинской #верфи (1983 г.п.). По расчетам проектанта, а это был ЦМКБ«Алмаз», старая база удешевило на 40% постройку нового судна.

Как заявлялось на стадии проектирования «Евгений Горигледжан» будет служить для проведения подводно-технических работ, экологического мониторинга морской среды, океанографической съемки придонного слоя, оказания помощи силам поиска и спасения на море. Водоизмещение судна - 4 тысячи тонн, длина - 81 м, ширина - 16 м, автономность - 30 суток, экипаж - 32 человека и 25 членов экспедиции.

В ноябре 2018 года по ряду причин (по некоторым сведениям речь шла об увеличении стоимости контракта) работы на судне были приостановлены. Весь 2019 год стороны решали споры и в январе 2020 завод и заказчик подписали дополнительное соглашение о продлении срока действия контракта.

Российской пропульсии нет и не будет

Российских винторулевых колонок для гражданских судов нет. У НПО «Винт», у которого есть и свои наработки и готовые решения, занят выпуском несерийных изделий на #корабли нужд военных. Отдельные поставки на гражданский флот носят более имиджевый характер.

Пока отечественные ВРК стоят только на пяти (!) судах: три морских буксира проекта 23470 и два кабелеукладчика проекта 15310 (о которых все забыли, а мы написали).

-2

Хотя первая заявка на изобретение ВРК была подана в #СССР в 1965 году (патент SU 206332 A1), на серию в стране так и не вышли. И повода для гордости тут нет.

При этом иностранные колонки на российский рынок идут массово. За последние 20 лет российские предприятия построили 450 грузовых судов смешанного, внутреннего и морского ограниченного района плавания. И большая часть из них была с винто-рулевыми колонками, и на 100% иностранного производства. А помимо этого есть еще около 70 промысловых судов, судов техфлота и т.д.

Но даже и эти цифры не привлекают иностранных партнеров. Попытки организовать совместное #производство, локализовать выпуск пока ни к чему не привели. Рынок для массового выпуска линейки ВРК все равно мал, чтобы строить здесь завод. Дополнительную сложность создают таможенные пошлины на ввоз импортных компонентов и отсутствие российских компонентов соответствующего качества по рыночным ценам и с конкурентными сроками поставки.

-3

Так, что пока будем довольствоваться единичными проектами, программами и стратегиями. Ну или отговорками: «Все в одной стране никто не производит, «Боинг» и тот во всех странах собирают, зато мы делаем лучший в мире автомат». Хотя, может последние и правы... Такое вот #сделаноунас

#россия