Конечно, прежде всего сон — физиологическая потребность организма. Мы засыпаем вечером (или днем, если есть такая не- обходимость) просто потому, что без сна человек существовать не может. Не будет преувеличением сказать, что во сне человек восстанавливается, отдыхают практически все органы тела, весь наш организм. Лишение сна можно назвать одной из самых страшных пыток. А потому призываю всех ценить то время, которое отводит нам с вами природа на сон.
И у детей, и у взрослых в процессе сна восстанавливается иммунитет, изрядно потрепанный за день. Информация, полученная нами наяву, в процессе ночного сна подвергается переработке и своеобразно консервируется, чтобы сохраняться как можно дольше. Как это происходит? Попробую объяснить.
Возможно, некоторые помнят, как учили в школе стихи наизусть. Обычно учишь с вечера, учишь, а ничего толком не запоминается. Потом бросаешь зубрежку, ложишься спать, а утром просыпаешься и — о чудо! — стихотворение просто отскакивает от зубов, то есть без всяких трудов вспоминается все от начала до конца, читается без единой запинки и долго-долго сохраняется в памяти, даже когда школа уже окончена и полным ходом идет взрослая жизнь.
Почему же стихотворение, которое упорно не хотело запоминаться вечером, вдруг утром оказалось впечатанным в память раз.
Это именно сон с таким трудом поддавалась запоминанию наяву, структурировал и систематизировал в той области нашего внутреннего мира, которую принято называть бессознательным, или же подсознанием, чтобы потом — к моменту пробуждения — доставить в само сознание. И нет в этом ничего сверхъестественного; просто так уж устроено наше с вами сознание, что очень многое берет оно из бессознательного.
Что такое подсознание? Этот термин начали использовать еще во второй половине XIX века. Например, психиатр Пьер Жане на- зывал так психические процессы, не контролируемые сознанием человека. Зигмунд Фрейд впоследствии тоже использовал это понятие, но с течением времени заменил его на «бессознательное», относя к нему очень и очень многое. Например, скрытые желания и фантазии, которые мы не можем осуществить в силу разных причин; накопленную информацию, которую мозг пока не переработал из-за ее большого объема и, как говорится, отло- жил до лучших времен; интуитивные озарения и многое другое. Карл Густав Юнг обогатил это понятие, выделив «коллективное бессознательное» — информацию, накопленную за всю историю человечества, образцы и стереотипы поведения, которые вошли в нашу плоть и кровь благодаря передавшемуся нам опыту предков.
Открытия Фрейда и Юнга стали основой для последующих изысканий в сфере сна. Достаточно указать, например, на активно практиковавшееся в прошлом столетии и популярное по сей день обучение во сне. Чему только не учат спящего! И точным наукам, и иностранным языкам, и наукам гуманитарного цикла... Пока человек спит, через прямое речевое воздействие на его подсозна- ние происходит обучение любого рода дисциплинам. Почему же обучение во сне столь продуктивно?
Все дело в том, что наяву информация поступает прямо в наше сознание, а оно — чего уж тут скрывать или лукавить — не только не безгранично, но предельно избирательно с точки зрения усвоения информации и очень индивидуально. Вот как раз поэтому одну информацию мы легко принимаем и запоминаем, а с какой- нибудь другой испытываем затруднения.
продолжение следует .....