Привет, читатель! Представляю твоему вниманию обзор первых четырех сезонов в порядке возрастания качества. Пятый сезон не включен в список не просто так - качества там мало и он напоминает превращение чего-то давно почившего в зомби - с хорошим кино такой трэш имеет мало общего. И еще один неплохой фильм про побег - "Побег из Претории".
Четвертый сезон. «Сцилла»
«Побег» — это отличный пример продюсерской жадности, вследствие чего каждый новый сезон сериала оказывался в разы хуже предыдущего. Поэтому начнем с конца, чтобы было что оставить на десерт. В последнем сезоне Скофилд и его банда вступают в открытое противоборство с Компанией, осознав, что при любом другом раскладе они будут обречены на бесконечную беготню. Осознание приходит к ним в результате довольно жесткого давления со стороны агента Селфа. Ему удается за один день отловить Майкла, Линкольна, Сукре, Махоуна и Белика, то есть сделать то, что еще никому никогда не удавалось. К ним присоединяется внезапно ожившая Сара, и парни берутся за дело.
В целом, до середины сезона все происходящее выглядит вполне себе приемлемо и в лучшие моменты напоминает «Друзей Оушена». Плохи разве что диалоги, они просто безобразно глупые и речь в них идет о всяких прописных истинах. Но дальше начинается подлинный бардак. «Сцилла» переходит из рук в руки без особой логики, у Майкла рак, давно забытые персонажи возвращаются без особых на то причин, а в семейном шкафу братьев обнаруживается пара-тройка страшных скелетов. Спасает положение только разве что Багвелл, который сначала пытается быть Коулом Пфайфером, а потом сильно переживает из-за того, что из этой затеи ничего не вышло. Концовка обычная, а в послесловии есть только один великолепный эпизод, про того, кому в итоге достается «Сцилла».
Третий сезон. «Сона»
Скофилд снова в тюрьме. Махоун, Багвелл и Белик составляют ему компанию. В отличие от интеллигентной «Фокс Ривер» в «Соне» устраивают смертельные поединки прямо во дворе, а надзиратели появляется только в случае крайней необходимости. Тюрьмой заправляет бывший наркобарон Лечеро, только он может вести переговоры с охраной о поставках провианта для заключенных и одной монашки для собственного пользования. Белик тем временем ходит в трусах и драит туалеты. Махоун борется с наркотической зависимостью, лежа на грязном полу своей камеры. «Теодора» подлизывается к Лечеро, медленно, но верно поднимаясь по местной карьерной лестнице.
Ну, а у Майкла другие проблемы. Компания поручает непобедимой Гретхен Морган взять в заложники Сару и Эл Джея, пытаясь таким образом заставить Скофилда в очередной раз воспользоваться своими неординарными способностями и устроить побег некому Джеймсу Уистлеру. Майкл берется за разработку плана, Линк и Сукре, оставшиеся на свободе, пытаются ему помогать. После первой провальной попытки сезон начинает здорово провисать по части динамики, да и логики тоже. Компании не удается вытащить Уистлера даже с помощью двух вертолетов, Майкл неожиданно решает поплакаться в жилетку новому начальнику тюрьмы, а Сара вообще остается без головы. Финальный побег преподносит несколько сюрпризов, и это не может не радовать. В целом, все также как в первом сезоне, только немного хуже.
Второй сезон. Пять миллионов долларов
Стены «Фокс Ривер» остались позади, но от этого мало кому полегчало. У Майкла снова есть план, но на него отведены всего пара-тройка татуировок, так что все остальное приходиться выдумывать на ходу. На след беглецов выходит агент Махоун — любитель маленьких таблеточек, чей ум не уступает интеллектуальным способностям самого Скофилда. Избавившись от тюремной униформы, бывшие заключенные отправляются в штат Юта, на поиски завещанных Чарльзом Вестморлендом пяти миллионов долларов. Кто-то сразу, кто-то после неудачных попыток вернуться к семье, а кто-то после любовных приключений и убийства ветеринара. Не гонится за деньгами только Патошик — он строит плот и готовится отплыть в Голландию. Сара же в течение всего сезона подвергается нападкам властей и Компании в лице агента Келлермана, вследствие чего вынуждена вести бродячий образ жизни.
Вторым этапом плана Майкла является пересечение границы с Мексикой, что осложняется коварством Ти-Бэга и агрессией со стороны агента Махоуна. После серии сложностей и неудач до Мексики добирается только Сукре, братья же решают остаться в Штатах и бросить вызов самой Компании. В итоге второй сезон оказывается наиболее честным из всех по отношению к зрителю. В нем происходит неимоверное число событий, и нет никакого искусственного собирания всех персонажей в одну кучу, что свойственно более эпизодам. Кроме того, второй сезон радует приятными бонусами вроде кончины Абруцци в стиле «Лица со шрамом» или приключений Белика в тюрьме.
Первый сезон. «Фокс Ривер»
И, наконец, жемчужина нашей коллекции — первый сезон. Майкл Скофилд, талантливый инженер с выдающимися способностями, попадает в небезызвестную тюрьму штата Иллинойс, которую сам же и спроектировал. Попадает с единственной целью — вытащить оттуда родного брата, осужденного за убийство беззубого, но все же вполне себе живого Теренса Стэдмена.
Тюрьма встречает Майкла безрадостными реалиями. Здесь у каждого свои заботы. Кто-то принимает участие в расовой войне, кто-то страдает от беспредела охранников, а кого-то тихонько насилуют за белой простыней. К счастью или сожалению, побег из тюрьмы — это не то дело, которое можно провернуть в одиночку. В напарники к Майклу записывается много разношерстных личностей. На чью-то помощь он рассчитывал с самого начала, а кто-то выбил себе билет на свободу разного рода ухищрениями. Каждый из беглецов хорош по своему, чего стоит один только педофил Тедди в исполнении Роберта Неппера, который настолько убедителен в своей роли, что первый сезон является едва ли не личным его бенефисом.
Как вы уже поняли, в первом сезоне хорошо решительно все: чудесные актеры, детально воссозданная атмосфера американской тюрьмы и продуманный сюжет. Здесь затрагиваются вопросы веры, предательства и отчаянья, есть тонкая любовная линия и замечательный саундтрек. Первый сезон о том, как зажатый в угол человек вместо того, чтобы сдаться и опустить руки, внезапно начинает отчаянно бороться, активно используя собственные мозги и разного рода подручные материалы. Майкл Скофилд победил, потому что даже в царящем вокруг него хаосе всегда оставался Майклом Скофилдом. Он оставался им даже тогда, когда в него никто не верил, и правильные поступки уже перестали вписываться в рамки закона и общепринятой морали.
Что же касается сериала в целом, то он, как и многие другие проекты, стартовавшие в 2004-2005 годах, доказал, что объем не всегда означает качество. Сериалы последних лет куда более сбалансированы - в сезонах меньше серий, сократилось общее количество сезонов. Закрытие же проекта в свое время (опять же, проигнорируем его повторное открытие) лишь подтверждает общую тенденцию и освобождает дорогу новым амбициозным проектам, коим и был в свое время «Побег».
лучше длительного тюремного свидания