(мое обобщение всего прочитанного с цитатами)
Всесторонним изучением орденов, медалей, жетонов и знаков отличия занимается относительно молодая историческая наука - фалеристика, колыбелью которой считается нумизматика.
Именно в рамках нумизматических коллекций стали формироваться первые государственные и частные собрания знаков воинского отличия, прежде всего, медалей. Это не удивительно потому, что монеты и медали генетически близки друг другу. Их объединяет место изготовления (монетный двор), технология производства (отливка в формах или чеканка с последующей гравировкой) и штемпеля, которые часто вырезают искусные резчики - медальеры.
Превращение фалеристики в самостоятельную отрасль знаний произошло в 60-70 годах ХХ века. Но как вид коллекционирования она была известна уже в 1-ой половине ХХ века в связи с массовым выпуском различных юбилейных знаков отличия, памятных значков и жетонов. Не случайно, коллекционирование этих предметов также называется фалеристикой.
В 30-х годах прошлого столетия термин «фалеристика» впервые использовал, как утверждают некоторые российские нумизматы, коллекционер Олдржих Пильц. Он предположил, что данное называние как нельзя лучше подходит новой науке, изучающей награды, т.к. происходит от латинского слова phalerae - «выпуклое украшение, диск или полумесяц из металла преимущественно из золота", служившее когда-то наградными знаками воинского отличия для легионеров римской армии. Их по праву считают предшественниками современных наград как индивидуальных, так и коллективных. Великий римский историк Тацит (ок.55 – ок.120 н.э.) в труде «История», том II, глава 29, писал, что на воинских парадах римские воины «блистали фалерами».
Но изначально фалеры (греч. το φαλαρον - белый, блестящий или украшение конской сбруи )использовали для крепления между собой ремешков конской сбруи. По внешнему виду они представляли собой, по большей части, большие круглые диски и маленькие бляшки из бронзы, серебра, золота и электрона (сплава серебра с золотом). Их верхнюю поверхность украшала разнообразная гравировка, а на оборотной стороне располагались крепежные скобы. Внутренняя часть диска заполнялась смолой, закрывалась медной пластиной с припаянными к ней скобами (рис.1). Крепежные скобы встречаются разной формы: чаще всего это - квадратные и круглые скобы, но попадаются фалеры с углублениями и небольшими иголочками, при помощи которых они крепились на кожаные ремешки, которые потом одевались поверх обмундирования.
Известно, что уже в ХIV-ХV веках до н.э. в древнем царстве Элам (Северо-запад Ирана) фалеры изготавливали из битума с добавлением меди и покрывали сначала серебром, а потом в процессе нагревания тонкими листами золота. На поверхности фалеры из Элама (диаметр 9,8 см), что хранится в Британском музее в заде № 52, изображено лицо бородатого мужчины (рис. 2).
В письменных источниках впервые о фалерах упоминает древнегреческий историк Геродот, прозванный «отцом истории» (484-425 до н.э.). В труде «Изложения событий», состоящим из 9 книг, в 1-ом томе на странице 215, он упоминает, что многие древние народности «уздечки, удила и нащечники инкрустируют золотом». Действительно, в древности лошади ценились на вес золота, потому большое внимание уделялось и их снаряжению. Довольно часто в ритуальных погребениях находят различные искусно выполненные предметы конской сбруи, богато украшенные золотыми и серебряными фалерами. Художники по металлу того времени – торевты, создавали для украшения лошади изящные изделия, применяя литье, чеканку, гравировку
Изображения фалер можно увидеть на многочисленных художественных артефактах древности. К примеру, на древнегреческих керамических вазах преимущественно с сюжетами из Титаномахии, что в переводе с греческого означает «битва Титанов». На поверхности золотых медальонов Юстиниана I, выпущенных по случаю триумфальной победы знаменитого византийского генерала Белизариуса над Вандалами. Такой золотой медальон представлен в экспозиции Афинского Нумизматического музея, в Греции. А также на центральной части пластины из слоновой кости VI века – консульском диптихе, из коллекции кардинала Франческа Барберини. Там тоже изображен Триумф византийского императора Юстиниана I, и сбруя коня украшена массивными рельефными фалерами. Этот великолепный экспонат хранится в зале Декоративного искусства музея Лувр, в Париже. И напольная мозаика (рис.3) в доме Фавна в Помпеях, датируемая II веком до н.э., отображает Александра Македонского на любимом коне Буцефале в битве при Иссе. Сбруя коня в этом случае украшена налобником и кожаными ремешками с маленькими бронзовыми бляшками, то бишь фалерами.
Наиболее изысканные фалеры изготавливали древние фракийцы (племена, населявшие когда-то Балканский полуостров и северную Грецию). Еще древнегреческий поэт Гомер (жил приблизительно в 8 веке до н.э.) прославлял эту землю, как «родину быстрых лошадей». Там изготавливали фалеры исключительно из серебра, золота, и украшали так называемыми «маскаронами» (франц. Mascaron), т.е. рельефными изображениями человеческого лица или животных. «Звериный» стиль в их искусстве не случаен: грифон, сфинкс, змей, орел, лев символизировали власть и могущество элиты фракийского общества того времени. Примером тому служат фалеры из погребального комплекса Севта III, царя эпохи Александра Македонского, которые нашли при проведении археологических раскопок кургана Голяма Косматка, Болгария.
О красоте фалер свидетельствуют экспонаты, находящиеся в различных музеях мира, в том числе и в российских. Так в Государственном Московском Историческом музее в зале № 6 хранится большой выпуклый золотой фалер (диаметр 20 см) с необычной мифологической сценой на поверхности. В том же зале представлены большие и маленькие серебряные и бронзовые фалеры, украшенные разнообразными геометрическими рисунками. Их обнаружили в могильнике возле станицы Северской в Закубанье. В Новочеркасском музее истории Донского Казачества представлены «сарматские» фалеры. Эти круглые серебряные диски (диаметр 24 см) вначале были оттиснуты на деревянной матрице, затем рельефные детали изображений были дополнительно проработаны чеканом и позолочены. Другим примером может служить экспонат Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника – это золотой фалер (диаметр 14,5 см), который обнаружили в кургане возле Могильника «Дачи».
Эти и многие другие находки относят к большой группе эллинистических изделий, которые различными путями попадали в среду кочевников европейского степного пояса, но в основном, во время военных походов и стычек с соседними племенами и отрядами римской армии.
Много фалер было найдено в Германии, на месте бывшего римского военного лагеря Castro Vetera (в настоящее время деревенька Битен, южнее города Ксантен). На их поверхности среди растительного орнамента выделяется высокий горельеф некой особы. Различима и нацарапанная надпись, которая гласит: «Plinio praef (ecto) eq(uitum)», что в переводе с латинского означает «в то время, когда Плиний был префектом всадников». По всей вероятности, этот фалер из посеребренной бронзы (диаметр 10,5 см) был изготовлен в I веке н.э. для всадников, служивших в римской коннице под командованием Плиния Старшего (23/24 - 79 н.э.). Историк и писатель, он командовал римской конницей на Рейне. Он также руководил флотом у мыса Мизен в Неаполитанском заливе, где погиб, участвуя в спасательных работах во время извержения Везувия