Найти тему
"Млечный Путь"

БАТМ «Дальний Восток». Жизнь за улов

Случившееся в Охотском море с БАТМ «Дальний Восток» 2 апреля 2015 года потрясает своей нелепостью. Всем, кто вникал в детали, становится ясно, что можно было спасти людей и судно, что катастрофы можно было избежать. Но самонадеянность и жадность одних сыграли свою роковую роль в судьбах многих.

Основные характеристики БАТМ «Дальний Восток»:

· длина — 104,5 м

· ширина — 16 м

· осадка — 5,9 м

· скорость < 16 узлов;

· ледовый класс — L2

БАТМ «Дальний Восток» (ООО «Магеллан»), работало на минтаево-сельдевой путине, на борту находилось 132 человека: 78 граждан РФ и 54 иностранца (Латвия, Украина, Мьянма, Вануату).

Выборка трала. Фото из сети
Выборка трала. Фото из сети

Хронология катастрофы:

· с 20:00 до 2:00 2 апреля ходовую вахту нес капитан-директор Притоцкий А.Н.

· 01:15 - выборка трала с уловом. Ветер 12-15 м/с в правый борт, высота волны 2,5 м.

· 02:00 - к/д Притоцкий А.Н. убыл с мостика. Выборку продолжает старпом Желомеев В.А..

· ~03:40 – трал выбран и расположен на палубе по левому борту. Вес ~130 тонн. Крен судна 10-12° на левый борт

· крен >> 12°. Через кормовые шпигаты рыбцеха, задрайки которых были неисправны, поступает забортная вода, ее уровень > 0,5 м. Работа в цехе продолжается (!!)

· ~04:45 - старпом Желомеев В.А. командует о постановке трала правого борта (!!!). Однако, из-за крена, тросы правого трала забросило на левый борт по корме, где они зацепились за траловую доску. Трал не раскрылся и сместился к левому борту (!!)

· уровень воды в рыбцехе уже 1 м. Рыбообработчики покинули цех

· ~ 05:00 - к/д БАТМ «Дальний Восток» Притоцкий А.Н. отдает команду выбрать зацепившийся трал правого борта, одновременно начав манёвр судна влево для уменьшения крена. Предложения третьего помощника и тралмастера обрезать трал Притоцкий отверг (!!!)

· трал правого борта полностью сместился к левому и лег вертикально вниз. Крен увеличился до 31°

· капитан приказывает: через открытые кингстоны самотеком принять забортную воду в танки № 3 и № 5 по правому борту

· ~05:15 вода из рыбцеха поступает в машинное отделение (МО)

· ~ 05:20 через вентиляцию и кабель- трассы вода поступает в ЦПУ МО в районе ГРЩ (!!!). МО обесточено. 2-ой механик остановливает ГД

· крен на левый борт 44° (!)

· 05:40 – экипажу дан сигнал об оставлении судна

· 05:44 - передан сигнал бедствия

· 05:45 - БАТМ «Дальний Восток» с креном на левый борт > 50° тонет кормой вниз

· 06:12 - СРТМ «Гранит» подошел к терпящему бедствие судну

· 06:15 - БАТМ «Дальний Восток» ушел под воду (56º49´с.ш.150º41´в.д.)

Около 15 судов пришло на помощь «Дальнему Востоку». Спасать людей пришлось в сложнейших штормовых условиях - волна 2 м и ветер 9 м\с. Ни одно судно не смогло спустить шлюпку. Обнаруженные в воде моряки были в гидрокостюмах, но подняться по штормтрапу или воспользовался спасательными кругами не смог ни один - были уже слишком слабы от холода. Температура воды была ~ 0°. Затем поднимали выживших с плотов. После 9 утра спасать уже было некого. Стали поднимать тела. Часть была без гидрокостюмов, только в жилетах или без них. Благодаря усилиям капитанов и команд, 63 человека вернулись живыми. Погибли 69 человек. Капитан Притоцкий умер уже в спасательном плоту, старпом Желомеев утонул.

Причины крушения судна и гибели людей:

· Непринятие балласта перед подъёмом многотонного трала

· Постановка второго трала при лежащем на промпалубе трале с 130 т улова

· Отказ срубить второй трал после его ухода на левый борт

· Неправильный манёвр при ветре и волне

· Открытие кингстонов

· Отсутствие или запаздывание команд: 1) по задраиванию судна, 2) об остановке насосов балласта, 3) о передаче SOS, 4)о покидании судна.

К уголовной ответственности привлечены: 1 зам. гендиректора ООО «Магеллан» А. Васин, замдиректора по безопасности мореплавания А. Кудрицкий, бывший капитан БАТМ «Дальний Восток» А. Борисов (?!), начальник отдела безопасности мореплавания Сахалинрыбвода Н. Харченко и госинспектор СВТУ Росрыболовства А.Никодименко. Для возмещения ущерба потерпевшим были арестованы имущество и счета компании «Магеллан» на сумму более 13 млн. рублей, а также судно «Андромеда», наложен арест на имущество обвиняемых в сумме более 15 млн. рублей в ценах 2016 года.

Источники: astv.ru Адвокат Ефимчук, fishnews.ru, fishkamchatka.ru