Мало кто любит и понимает современное искусство. Даже среди художников нет однозначного к нему отношения. Напротив, столько ненависти к современному искусству я видела только в глазах живописцев академической школы.
Когда в прошлом году в Москву привозили выставку Люсьена Фрейда, мой преподаватель композиции из художественного училища едва ли не матерился. Яд сочился со стариковских уст: "Зачем он написал эту жирную корову? Это отвратительно!"
"Жирную корову" вблизи я вам показывать не буду, чтобы Дзен не посчитал этот блог порнографическим. Называется это полотно «Социальный смотритель спит», оно написано в 1995 году. На картине изображена тучная голая женщина, спящая на кушетке, стоящей на паркетном полу. «Социальный смотритель спит» стала самой дорогой картиной, проданной при жизни художника. Ее купил наш соотечественник Роман Абрамович в 2008 году за 33 641 000 долларов.
Кто такой Люсьен Фрейд?
Люсьен Фрейд, английский художник, внук Зигмунда Фрейда (да, того самого). Родился в 1922 г. в Германии, после прихода фашистов вместе с семьей переехал в Лондон из-за преследования евреев. Умер в 2011 г. в возрасте 88 лет. За долгие годы своей жизни был несколько раз женат и имел множество детей от разных женщин, умер баснословно богатым. Всего считалось, что Фрейд признал около сорока детей от внебрачных связей.
Фрейд писал портреты в своей неповторимой манере: использовал "фирменные" бледные тона, сажал моделей в необычный позы. Следуя по стопам знаменитого деда, Люсьен Фрейд любил добавить психологическую загадку в портрет, вернее, он мог находить в модели нечто такое, что не могла передать фотография, и выносил это на поверхность. Именно поэтому на его картины можно смотреть часами. Они завораживают.
Так за что классические художники так не любят Люсьена Фрейда?
Не просто не любят. Он их бесит! Причем, больше всего бесит, что нельзя обвинить Фрейда в бездарности или неумении писать. То есть отмахнуться не получится. Основные претензии можно свети к следующим:
- Пренебрежение эстетическими канонами искусства
Просто посмотрите на картины Люсьена Фрейда и на классические картины с обнаженными моделями. Художник академической школы никогда не посадит модель так, чтобы она выглядел некрасиво или нелепо. У нас в художественном училище было запрещено модель укладывать лежа, потому что тогда возникает много ракурсов, когда человек выглядит вульгарно. Если мы писали мужскую обнаженку, мужчина был не просто в трусах, ему и пах еще прикрывали какой-нибудь тканью. Дабы ничего не торчало. В классике даже размер гениталий моделей всегда приуменьшался, дабы не вызывать у зрителя полового интереса, а только эстетический.
Фрейда такие вещи не волновали. На его картинах видно все. Причем, это выглядит не как чернуха, а как правда жизни.
«Мое понимание портретной живописи идет от неудовлетворенности портретами, которые похожи на людей. Я хочу, чтобы мои портреты были людьми, а не просто были похожи на них. Мне нужно не сходство, а человек», — говорил Фрейд.
- Излишняя натуралистичность
Даже сейчас, когда искусство Фрейда таковым признано, портреты Фрейда многим кажутся неэстетичными, излишне натуралистичными. Но эта некрасивость привлекает, как может привлекать самая неприглядная, но самая настоящая правда. Ведь что такое эстетика? Это попытка посмотреть на жизнь с выгодного ракурса.
Фрейд писал людей так, словно хотел, чтобы с картины на вас смотрел подлинный человек
Но многие люди, в том числе художники, не готовы видеть подлинного человека. Это сложно, больно и неприятно. Ведь часто искусство - это попытка как-то облагородить жизнь, представить ее лучше, чем она есть. А Фрейд шел в другую сторону.
- Заигрывание с массовой культурой и популярность
Здесь не только зависть к чужому успеху. Классические художники мнят себя кем-то вроде жрецов тайного культа - они сидят в своих мастерских, делают умные лица, долго работают над композицией своих полотен, закладывая туда какие-то большие смыслы. Причем, чаще всего это довольно банальные смыслы типа "нет войне". У нас такими картинами все областные музеи забиты.
Фрейд был публичной личностью, общался с богатыми и знаменитыми, дружил и спал с моделями, например, Кейт Мосс. И картины Фрейда казались с первого взгляда простыми, незамысловатыми и даже нарочито примитивными по сюжету и исполнению. Таким образом, Фрейд как бы разрушает образ художника как служителя муз, а делает его такой же поп-звездой.
Фрейд стал настолько знаменитым, что даже писал британскую королеву Елизавету. Этот портрет вызвал полемику в прессе, но Фрейд никак не реагировал на нападки. Он стал одним из самых высокооплачиваемых художников, и, конечно, это не может не вызывать зависть у коллег.
Когда картины Фрейда привезли в Россию, это было обсуждаемое событие. Мне даже показалось, слишком обсуждаемое для страны, в которой уже давно прошла сексуальная революция. Многие были возмущены экспозицией и считали ее порнографией.
Символически реакцию большинства знакомых мне людей на такое искусство можно представить в виде картины того же Фрейда "Анабель спит": типа я отвернулся, сжался и ничего не вижу. У нас так и на реалии жизни смотрят. Типа не трогайте меня, я в домике.
Лично я очень впечатлена картинами Люсьена Фрейда, и его искусство мне очень близко. Для меня оно как рассказы Чехова - говорит о чем-то важном, что прячется от беглого взгляда, заставляет остановиться и задуматься.