Найти тему
Италия для меня

Как Лоренцо Медичи сделал Флоренцию центром Возрождения

Оглавление

Эпоха правления Лоренцо Медичи является одним из золотых периодов Флоренции. Получив прекрасное образование, ценя искусство и науку, Лоренцо Медичи держал открытыми двери своего дома для художников, музыкантов, философов. При этом, в отличии от своего деда, Козимо Медичи, Лоренцо поддерживал не только флорентийцев в их творческих поисках, он также открыл Флоренцию и для «чужих» талантов, пытаясь сделать ее культурным центром Италии.

Лоренцо Медичи Великолепный, флорентийский мастер XV-XVI в., Пушкинский Музей  в Москве
Лоренцо Медичи Великолепный, флорентийский мастер XV-XVI в., Пушкинский Музей в Москве

Идеи неоплатонизма как фундамент флорентийского искусства

Важную роль в культурной и духовной жизни Флоренции той эпохи играла Платоновская Академия. Как и Козимо Медичи, Лоренцо стал ее активным членом. Что же представляло из себя это заведение?

По сути своей оно меньше всего напоминало академию в современном смысле этого слова, и скорее являлось клубом, объединяющим гуманистов, живших в тот момент во Флоренции. Собираясь на прекрасной загородной вилле Медичи, они неспешно прогуливалась в садах, изучали античных авторов, искали точки слияния греческой философии и христианской религии, потягивая вино.

За этими беседами, в которых зачастую выкристаллизовывалось идеологическое основание, искусства того времени, встречались Николай Кузанский, Сандро Боттичелли, Пико делла Мирандола, Микеланджело Буонарроти, Марсилио Фичино. Последний был главным идеологом Академии. Врач, поэт, философ и мистик, Фичино воспевал любовь и дружбу, а главное, Античность, которая трактовалась как кладезь духовной культуры человечества.

Вилла Медичи в Кареджи, где проходили встречи участников Платоновской академии
Вилла Медичи в Кареджи, где проходили встречи участников Платоновской академии

Если попытаться вкратце суммировать идеи, царившие в Академии, то стоило бы остановиться на следующих моментах. Во-первых, весь окружающий мир – это проявление Божественного, а человек – «связующее звено между Богом и миром», поэтому его главная цель – познать этот мир, а через него и Бога.

Во-вторых, исходя из этого, образование – важнейшее из благ и организованно оно должно быть так, чтобы развить человека максимально всесторонне.

Ну и наконец, познание не может существовать без Любви, которая в интерпретации членов Академии оказывается важнейшей движущей силой во Вселенной.

Торжество художественных мастерских

Все эти идеи, так или иначе отражались в активно развивающимся в тот период времени искусстве. В последний четверти XV века во Флоренции насчитывалось множество мастерских, объединяющих граверов, ювелиров, резчиков по дереву и, конечно же, художников. Одной из самых престижных во времена правления Лоренцо была мастерская Поллайоло, в центре внимания художников которой находился рисунок. Если быть более точной, рисунок человеческого тела.

Благоразумие из серии "Добродетели",  Пьеро дель Поллайоло, галерея Уффици  во Флоренции
Благоразумие из серии "Добродетели", Пьеро дель Поллайоло, галерея Уффици во Флоренции

В последствии флорентийская школа вообще будет славиться в первую очередь своей феноменальной проработкой пластики и композиции. А в череде славных ее мастеров особе место, конечно, займет Микеланджело, в судьбе которого Лоренцо Медичи сыграл немалую роль.

Однажды, прогуливаясь в саду созданной им художественной школы, Медичи встретил юношу, работающего над головой Фавна. Лоренцо, оценил его талант, но указал на маленькую неточность, отметив, что у старого фавна не может быть всех зубов. Юного скульптора замечание задело, но последовав совету, он тут же лишил бедное божество одного из зубов, продемонстрировав затем результат Медичи. Руки у мальчика были, как говорится, золотые, что Лоренцо и заметил, введя его в 1490 году в свой дом. Так, Микеланджело Буанорроти получил все необходимые условия, чтобы с головой погрузиться в творчество.
Бюст Микеланджело Буонарроти, Даниэле да Вольтерра, отлив XIX века с портретного бюста, установленного на надгробии Микеланджело во Флоренции, Пушкинский музей в Москве
Бюст Микеланджело Буонарроти, Даниэле да Вольтерра, отлив XIX века с портретного бюста, установленного на надгробии Микеланджело во Флоренции, Пушкинский музей в Москве

Это лишь один пример личного покровительства Лоренцо талантам того времени, в действительности же их были десятки. Работая на престиж Флоренции, Лоренцо работал также и на престиж своей фамилии. Однако, любовь к прекрасному обходилось дорого, и в последние годы его правления финансовые дела Флоренции шли печально. Но это уже совсем другая история…

@Анастасия Шилова

Поставьте лайк, чтобы статью увидело больше людей 👍

🇮🇹 Подписывайтесь на этот канал 🇮🇹

Интересные статьи об Италии выходят каждый день!

Рекомендую почитать про:

▶️Курс по наслаждению жизнью от итальянцев

▶️Как не ошибиться в выборе соуса для пасты

▶️Почему итальянцы считают 17 несчастливым числом?

▶️14 самых красивых городов Тосканы

▶️ Почему итальянцы не пьют капучино после обеда

▶️ 11 сказочно красивых озёр Италии

▶️ Как салат Цезарь получил своё название?

▶️ Какой режим дня у Папы Римского?

▶️ Почему итальянцы женятся на русских девушках?

▶️ Как правильно заказать кофе в итальянском баре?