Найти в Дзене
Великое Внеземелье

Из первых уст. Выпуск шестой: о судьбе фантастики

Что может сказать о судьбе фантастики фантаст? На вопросы луннорадужников* отвечает Сергей Иванович Павлов - автор "Акванавтов" и "Лунной радуги"...
Оглавление

Продолжаю. Что может сказать о судьбе фантастики фантаст? На вопросы дотошных луннорадужников* отвечает Сергей Иванович Павлов - автор "Акванавтов" и "Лунной радуги".

*Луннорадужники - почитатели творчества Сергея Павлова, объединившиеся в сообщество на сетевом представительстве писателя - проекте "Лунная радуга" (MoonRainbow.ru, 2005-2016)
Сергей Иванович Павлов, 2006. Из архива проекта "Лунная радуга". Обработка Игорь Никишин, 2020.
Сергей Иванович Павлов, 2006. Из архива проекта "Лунная радуга". Обработка Игорь Никишин, 2020.

О судьбе фантастики

  • Кем востребована фантастика?
Я считаю себя научным фантастом. А научная фантастика (в отличие от фантастики других жанровых разновидностей) всегда выражает мечты и тревоги той части населения планеты, которая состоит из людей с развитым интеллектом.

  • Тогда что же такое фантастика?
В очень важном для меня цикле произведений под названием "Внеземелье" я как художник-футуролог или, если угодно, футуролог-мыслитель пытаюсь и буду продолжать пытаться побуждать современных землян все-таки шире использовать свое древнее преимущество перед животным миром — способность трезво обдумывать будущность человеческого бытия, увереннее размышлять о Грядущем.
Писатели прошлого побуждали к этому людей чаще всего сочинениями философских трактатов. Современные писатели предпочитают другой способ побуждения — намного менее насыщенные дидактикой литературно-художественные произведения. Для этой цели самым действенной из разновидностей художественной литературы оказалась фантастика.
Примечание: Понятно, речь идет не о "просто литературной фантастике" (строго говоря, всю мировую художественную литературу с достаточным на то основанием можно считать фантастичной). Под общим словом "фантастика" имеется в виду так называемый жанр "научной фантастики" (НФ).
НФ — чисто литературный, филологический и даже читательский термин, который приобрел свой прочный уважительный авторитет еще со времен Верна и Уэллса. Все знают про этот термин и зачастую совершенно спокойно и уважительно озвучивают его в англо-американском варианте — science fiction. Но вот парадокс: такого совершенного спокойствия и уважительности нет и в помине, когда тем же устам доводится озвучивать этот же термин в русском варианте произношения. Нередко уста, не со смущением, не то с опаской произносящие этот термин по-русски, принадлежат литераторам, пишущим по преимуществу именно в жанре "научной фантастики". Не уморительно ли?! Прямо какое-то зачумленное, неприличное русское словосочетание — "научная фантастика", и напротив — весьма добропорядочный и даже престижный англо-американский логин science fiction. В нашей славянской литературной среде считается хорошим тоном пренебрежительно говорить о научной фантастике. Дескать, НФ — это сухо и неинтересно. И даже практически не литературно. Писать в жанре "научной фантастики", дескать, могут только засушенные, как вобла, педанты, потому как популяризация достижений науки и техники в современном мире потеряла практический смысл, — то ли дело человековедческие преимущества fantasy!..
Ну что ответить… На мой взгляд, такое убеждение — это даже не ортодромия, а нечто более примитивное. Как кольцо на давно немытом пальце очередного властелина, или бутафорские очки на гаррипоттеровском носу. Да, был период когда бездарные популяризаторы от науки, не имевшие в своей практике никакого литературного опыта, неумело пользовались вымученно-фантастическими сюжетами именно для популяризаторских целей. И конечно, такого рода макулатуру нельзя было называть литературной фантастикой (в крайнем случае — только околитературной). Но этот период давным-давно канул в Лету, и на смену ему пришла культура настоящего литературного жанра НФ.
А вот поди ж ты — охаивание жанра НФ продолжается. Причем, охаивающие НФ демонстрируют здесь свою полную некомпетентность и порой выглядят в глазах мало-мальски разбирающихся в инфраструктуре НФ просто комично. Ведь согласно их версии, научно-фантастические произведения наших лучших отечественных писателей социалистической эпохи — от В. Обручева, А. Толстого, А. Беляева до И. Ефремова, В. Михайлова, Г. Прашкевича и братьев Стругацких (прошу простить, если кого-то из лучших не упомянул) ничего не стоят по сравнению с произведениями наших же авторов, много пишущих в жанре фэнтези. Имена фантастов, прославивших этот жанр, не привожу исключительно по причине их широкой известности.
В ближнем и дальнем зарубежье (по логике охаивателей НФ) та же картина: научно-фантастические романы "Возвращение со звезд" и "Солярис" Станислава Лема, а также НФ-романы А. Азимова, Р. Бредбери и Р. Хайнлайна ну ничегошеньки не стоят в сравнении с фэнтези Ле Гуин и Толкина со товарищи!..
Признаться, я уже устал объяснять непонимающим отличие между жанрами «НФ» и «просто Ф». Ну совершенно же очевидно, что научная фантастика — это художественная литература новых представлений о прошлом, настоящем и грядущем человечества, основанных на достижениях современной автору цивилизации. Достижения современной цивилизации общеизвестны: возрастающий уровень интеллекта, уровень общественной морали, искусство, наука, техника. На этих пяти китах выстроено здание современной общеземной техногенной цивилизации.
С другой стороны, для фэнтези опора на все это «пятикитовье» не обязательна. По общепринятому мнению, авторам произведений жанра «просто Ф» достаточно опереться только на одного из участников упомянутой "квинтиады". Ну и слава Богу! К примеру, М. Булгаков в своем фантастическом романе "Мастер и Маргарита" пользовался преимущественно одной "китовой" опорой (по названию "уровень общественной морали"), а ведь здорово получилось! Но, к сожалению, частенько бывает, что автор произведения фэнтезийного жанра опирается лишь на китовый фонтан. Ну и Бог с читателем ему судьи!..

  • Вы себя позиционируете — "А я, ребята, не фантаст. Я — популяризатор науки!" Откуда же тогда в "Волшебном Локоне Ампары" типично оккультно-магические элементы?
Я себя никогда не "позиционировал" в качестве популяризатора науки. Популяризацией науки занимается научно-художественная литература — это ее системное свойство, и к этому литературному жанру я ну никакого отношения не имею. Так что смело можете называть меня просто писателем-фантастом, работающем в литературном жанре НФ.
В нашем литературоведении уже закрепилось довольно точное определение научной фантастики: "Научно-фантастическая литература — это литература новых представлений о грядущем, основанных на достижениях современной автору цивилизации".
Не знаю, есть ли смысл перечислять здесь главные достижения современной цивилизации, ибо они общеизвестны. Впрочем, извольте: уровень интеллекта, уровень общественной морали, уровень искусства, уровни науки и техники — вот на чем держится здание современной земной цивилизации, которая уже немыслима без прилагательного “техногенная”. Без всего этого, согласитесь, писателю было бы невозможно выражать в своих книгах мечты и тревоги современного ему мира людей. Я как автор научно-фантастических рассказов, повестей и романов выражаю мечты и тревоги реальных моих современников, живущих в условиях созданной и ежечасно развиваемой ими реальной техногенной цивилизации. Именно техногенной, а не цивилизации магов, волхвов, колдунов, оборотней, вампиров и прочее, прочее, прочее. Значит, в русле ее техногенности (а не шаманизма и вампиризма) пытаюсь представить себе дальнейшие вероятные пути ее развития, призывая на помощь собственную выдумку. Если Вы с такими аргументами не согласны — теряется смысл нашего разговора, если согласны — то при чем тут “популяризация науки”. Это ведь даже не прогностика, не футурология (хотя, как показала жизнь, работающие в жанре НФ литераторы зачастую интуитивно угадывают те или иные векторы дальнейшего пути прогресса или регресса современной им цивилизации). Надеюсь я доказал Вам некорректность Вашего убеждения в том, что “Сергей Павлов себя позиционирует: — А я, ребята, не фантаст. Я — популяризатор науки!” И покончим с этим.
Зачем, спрашиваете Вы, в “Ампаре”присутствуют элементы “магического популизма”? Да, отвечу я, элементы есть. Но популизма нет…

Справка

Выше опубликованы материалы форума из архива проекта "Лунная радуга" периода 2005-2016 годов.

Анонсы

  • Следующий выпуск серии - "Из первых уст. Выпуск седьмой: о "Лунной радуге"".
  • В планах рассказать о съёмках фильмов "Акванавты" и "Лунная радуга", а также показать уникальные фотографии из личного архива мэтра.
Дочитали? Большое вам спасибо! Буду рад "лайку" и комментарию. А о том, чтобы вы подписались на мой канал "Великое Внеземелье" просто мечтаю! Синхронной безекции!
С уважением, Ваш ISNik

А в начале было Слово

Мои свежие публикации о С.И. Павлове