Найти тему
Карибы

Путешествия на Кубу в XIX веке. А. Б. Лакиер. Часть X

Barrio chino а наше время. Фото: автор
Barrio chino а наше время. Фото: автор

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о том, что в очерке А. Б. Лакиера российские читатели смогли узнать о прбытии китайских переселенцев на Кубу и причинах их появления на острове. Что же ещё рассказал русский путешественник своим читателям?
"Доставлен е китайцев, или coolie-trade,  как говорят американцы, собственно торговля носильщиками, работниками производится следующим образом: в открытых для европейцев портах Китая есть агенты богатых торговых домов, которые вербуют китайцев как в городе, его окрестностях, так и в других местах, недоступных собственно для иностранцев. Незнание страны, куда повезут работников, уверен я со стороны промышленники, что Климат нового их жительства ничем не отличается от климата Китая, что работы не будут отяготительны и в том же роде, как в Китае, что привычки их не изменятся, перевод их будет лёгкий и удобный; что китайцы будут в состоянии переписываться со своими и наконец, и наконец выгодные предложения, всегда приправленные обещание возможности оставить новое поселение и возвратиться на родину, заставляют китайцев спешить на призыв, тем более, что население в южных провинциях зачительно и бедно. Срок, на который договариваются китайцы, пятилетний; но если, по истечении года, он обязуется возвратить часть денег, употребленных на его перевозку. С своей стороны, промышленники, занимающиеся доставкой китайцев, обещают им впредь жалование за два месяца и даром две пары платья, из них одну бумажную, две пары носков, столько же пар башмаков, одеяло и две шляпы, одну для дождя, то есть зимы, другую для лета. По прибытии на место и вступлении в работу, китайцу обещается жалованье по четыре доллара в месяц, из него вычетаются только деньги, забранные вперед, далее он получает без всякого вознаграждения одежду, по две пары в год, и в случае болезни, медицинское пособие.
Что касается пищи, то ежедневно отпускает я на каждого по десяти с половиною фунтов риса или муки, четыре фунта говядины, свинины или солёной рыбы, по фунту сахару и унции чаю, или вместо съестных припасов, по два доллара в месяц; кроме того даётся по участку (morr) земли, которую всякий может засевать чем хочет. Ежедневная работа продолжается от 4 1/2 часов утра до 9 часов вечера, при чем требуется, чтоб работали прилежно и без их лишних отдыхов; во всяком случае не позволяется тайным образом работать для себя или для другого лица, кроме того кототорлму китаец поступил на службу. По воскресеньямдается отдых, разве будет крайняя необходимость в работе, за что в прочем, делается прибавка. Наконец, китайцу-поселенцу позволяется взять с собою, без платы за проезд, жену, детей, которым даётся вознаграждение особо, если и они могли и захотели работать",- пишет Лакиер.
Однако, в реальной жизни, как тут же отмечает автор, всё было совсем иначе.

Как только китаец ступил на палубу корабля отношение к нему менялось, да и сами корабли ничем не отличались от тех, в которых привозили рабов из Африки. Лакиер упоминает лжи случай, когда при транспортировке погибло 350 китайских работников. Также случались бунты китайцев, возмущеных нечеловеческими условиями, которые им создавались на кораблях во время плавания. После прибытия в Новый Свет, положение китайских работников также оказывались очень тяжёлым и никак не соответствовал тому что им было обещано. Их свобода была сильно ограничена фактически положение, в котором они оказались мало чем отличались от рабства, в котором пребывал негры. Также, как отметил Лакиер: "женщин перевозится очень мало или почти вовсе не перевозится, потому что выгоднее вести одних работников".
  Лакиер предлагает, что после того как будут заканчиваться пятилетний контракты на рынке труда появится большое количество дешёвой рабочей силы, и более не будет надобности приобретать негров-рабов за дорогую цену, и со временем работорговля прекратить я. Впрочем, как полагал он, время это придёт ещё не скоро.

Фото: автор
Фото: автор