В прошлом году Deep Purple завершили свой Long Goodbye Tour, но, несмотря на название тура, никто из них даже не думает об уходе на пенсию, учитывая их последние три альбома, которые три раза доказали, что перед нами хард-рок группа в наилучшей форме. Группа супер профессионалов, которая знает себе цену, группа креативная, которая, несмотря на то, что есть среди их фанов те, которые ждут новый Highway Star, развивается, открывая для себя и поклонников новые пласты бесконечного мира под названием Музыка!
Фронтмен группы Иэн Гиллан, оптимистичный человек с большим чувством юмора (которое в нем признавал даже его антипод Ричи Блэкмор, утверждая, что Иэн много раз заставлял его смеяться), поэтому неудивительно, что он не слишком переживает по поводу сложившейся сейчас ситуации в мире.
Двадцать первый альбом Deep Purple Whoosh! изначально должен был быть выпущен в начале лета, а группа должна была быть в это время в туре. Но ситуация изменилась, выход альбома был перенесен на август, а тур перенесли на осень 2021 года.
«Такие вещи случаются, и нет смысла волноваться по этому поводу», - говорит человек, который однажды заявил, что у него никогда не было никаких амбиций, и он был доволен тем, что плыл по жизни с глупой улыбкой на лице. «Это старый принцип: музыкантам не платят за создание музыки, им платят за ожидание. Так что мы к этому привыкли».
Это не легкомыслие и не пустословие. В течение ближайших нескольких дней Иэн и его товарищи по группе - барабанщик Иэн Пэйс, басист Роджер Гловер, гитарист Стив Морс и клавишник Дон Эйри намерены наконец-таки собраться вместе после отдыха в различных точках планеты (Иэн - в очень гламурном местечке под названием Лайм Регис).
Иэн Гиллан много интересного рассказал о новом альбоме Whoosh!, вышедшем в августе этого года.
Был момент, когда предыдущий альбом Purple, InFinite 2017 года, был представлен как последний, отсюда и название тура The Long Goodbye. InFinite и его предшественник, Now What?! 2013 года, представили группу с неожиданной стороны - как последнюю группу "святой троицы" оригинального хард-рока, которой некоторые уже прочили закат карьеры.
Эти альбомы, в которых присутствуют как величественность, фундаментальность, так и и игривость, насмешливость, и всё это сочетается так, что только группа такого уровня, как Purple, может себе это позволить. Продюсером трёх последних альбомов, включая Whoosh!, был один человек - Боб Эзрин, и его почерк чувствуется на всех записях.
Иэн рассказывает, что было время, когда внутри группы была «непогода», но потом ситуация изменилась, в группу вернулась энергия и надо найти выход для неё, и каждый новый альбом является реализацией этой энергии.
Иэн: «Последние три альбома мы всё делаем вместе. Мы вместе пишем песни, вместе аранжируем их, вместе записываем. Таким образом радость и непосредственность встречаются друг с другом. Вы не сможете воссоздать это искусственно».
Много вопросов вызвал текст песни No Need To Shout (Не надо кричать). Иэн поёт: «Ты бесстрашно стоишь на своей мыльнице и повторяешь, как сумасшедший аукционист». Фаны обсуждали в инете, имел ли ввиду Иэн кого-либо конкретно из политиков? Бориса Джонсона (премьер-министр Британии) или Дональда Трампа.
Иэн считает, что все политики приходят к одному, даже если у них изначально были благие побуждения, море идеализма и энергии, через пять лет они все несут чушь (No need To Shout!). Также происходит и с музыкантами.
Песня What The What звучит как ретро рок-н-ролл. Это песня о гастрольной жизни группы, как её назвал Иэн - «дорожная песня». Он долго искал для неё красивую ключевую фразу и наконец появилась следующая: What the fuck happened to you last night? (Что, черт возьми, случилось с тобой вчера вечером?)
Purple всегда был близок настоящий рок-н-ролл, далеко не рок-н-ролльный классический трек Speed King начинается со слов, заимствованных у великого рок-н-роллера Литтл Ричарда, к сожалению, умершего несколько месяцев назад. Иэн тогда разместил очень трогательный трибьют на своем сайте. Иэн: «Я написал в песне Above And Beyond: «Души, которые соприкоснулись, навсегда переплелись». Это песня о Джоне Лорде. Я не очень часто плачу, но плакал, когда умер Паваротти».
Оказывается, Иэн пел с ним два раза вместе. Иэн рассказывает: «Он позвонил мне домой перед тем, как мы впервые должны были вместе выступить, и спросил: (Иэн изображает итальянский акцент): «Итак, мы поем песню вместе. Что будем петь? Child In Time?» Я сказал: «Спасибо, лучше другое. Как насчет Nessun Dorma? В трубке стало тихо. А потом он сказал: «Nessun Dorma? Хочешь спеть Nessun Dorma? Со мной? Ты ненормальный!» Он хотел, чтобы мы вместе записали несколько каверов».
Жаль, что проект не состоялся, было бы интересно послушать Гиллана, поющего Nessun Dorma.
Совсем недавно Иэн Гиллан рассказал о возвращении "Deep" в Deep Purple, красивая фраза, но смысл её не всем был понятен. Теперь Иэн раскрыл карты, объяснив, что слово "Deep" (глубокий) - это некая противоположность мелководья, он считает, что после альбома Perfect Strangers группа в каком-то смысле оказалась на этом мелководье, порой отдавая предпочтение коммерческим аспектам своей деятельности.
Иэн: «Ричи Блэкмор - бриллиант, но он настроен на коммерческие мелодии. У него такой слух - на поп-вещи. И у него всегда это успешно реализовывалось. Но я думаю, что он следует моде, а мода приходит и уходит. Как только мода выйдет из моды, вы выйдете из моды. И когда он сосредоточился на более коммерческом подходе, мы начали писать песни совсем по-другому.
Кто угодно может писать песни. Особенность же Purple всегда была в том, что мы пытались найти что-то интересное. На нас очень многое повлияло - от оркестровых композиций до свинга биг-бэндов, блюза, рок-н-ролла, соул-музыки - столько энергии и музыки, этого хватит на всю жизнь. Энергия вернулась в группу, когда к ней в 1994-м присоединился Стив Морс».
На вопрос, не хочет ли Иэн Гиллан уйти на пенсию, он ответил: «Откуда уйти на пенсию? Мы не работаем на постоянной основе. Я не смогу найти что-либо лучшее для себя в жизни. То, что происходит с Purple, это удивительно. Это потрясающе. Это азарт. Но мы реалисты, и если когда-то я почувствую, что физически не могу продолжать, я больше не буду в группе».
Все теперь знают, что название группы произошло от названия любимой песни бабушки Ричи Блэкмора. Но многим поклонникам этого мало, они ищут какой-то особый скрытый смысл в названии, на что Иэн со смехом говорит, что они могли бы уже много всякого напридумывать и запутать всех по поводу названия группы. «Но мы - джентльмены! Если кто и имеет право претендовать на подобные истории, так это барабанщик Иэн Пейс.
Единственный участник, который был на всех альбомах Purple и присоединился к группе еще в далеком 1967 году, когда ему было 19 лет. Пэйс звонил мне из Великобритании, хотя не уточнил, откуда. Временный простой машины под названием Deep Purple, похоже, не слишком его встревожил. Он сказал: «Всё, что мы не сделаем в этом году, мы сделаем в следующем. Единственная проблема в том, что все остальные похоже тоже ждут и будет довольно-таки плотненько в гастролях групп».
Как уже упоминалось, был момент, когда группа заявила свой последний альбом. Но Whoosh! всё изменил. Whoosh! звучит очень живо, но началось это раньше. Иэн считает, что уже Now What?! был для них глотком свежего воздуха. Тогда, в 2013-м впервые за долгое время группе очень понравилась работа в студии. Присутствие Боба Эзрина стало для них этим глотком свежего воздуха, заставившим их записать альбом эффективно и быстро.
Иэн: «Я провел всего десять дней в Нэшвилле, работая над Now What? InFinite занял семь дней. В этот раз я был на студии восемь дней. Если вы делаете записи быстро, всё получается как надо. Когда вы занимаетесь записью вечность, вы получаете что-то прекрасное, но не очень хорошее.
Раньше Deep Purple были похожи на кучку рядовых в армии без генерала. Все бродят вокруг, делая то, что хотят, и ничего не делается. Раньше было пять пар рук, которые двигали фейдеры вверх и вниз: «Моя партия более важна, чем твоя». С Бобом этого не происходит. Мы с ним не спорим. Мы рядовые, Боб - генерал. Раньше я не очень любил записи. Тусоваться в студии и ничего не делать - это разрушает душу. Особенно когда вы слышите, что звучит не очень хорошо. Не думаю, что кому-то из нас всё это нравилось».
Deep Purple всегда отличались разнообразием стилей, в их записях можно услышать рок, джаз, ритм-энд-блюз, классику. И при этом всегда было определённое количество поклонников, видящих в группе только длинные волосы и большую громкость.
Иэн: «Это называется хард-рок. Но потом появился метал и нас туда записали, но мы были недовольны, потому что мы этим не занимались. Кое-что из того, что мы сделали, породило метал, и я очень этим горжусь, но Purple никогда не были хэви-метал-группой. Но, возможно, это помешало нам иметь ещё больший успех».
Прошло уже много времени с момента ухода Блэкмора, но многие фаны и сейчас хотят видеть его в группе. Несмотря на былые разногласия, Иэн сейчас очень спокойно относится к вопросам о Ричи: «Ричи? О, у него огромная, полностью лояльная к нему и преданная фан-база! И многие из них убеждены, что Ричи - единственная причина успеха Purple. Но все сводится к следующему: мы не заставляли его покинуть группу. Он решил уйти и заняться своими делами, одно из которых, Rainbow, стало невероятно успешным, и я желаю ему удачи в этом. А теперь он занялся ещё и чем-то другим, надеюсь, ему это нравится».
26 лет прошло с момента ухода Блэкмора, и на его месте с тех пор Стив Морс. Стив - американец, он родился во Флориде. В 1975 в DP уже играл американский гитарист - Томми Болин, и британская публика не приняла его. Со Стивом тоже не всё так просто, тень человека в чёрном постоянно у него за спиной.
В 80-х Стив работал коммерческим пилотом и это осталось с ним на всю жизнь. «Я все еще хожу наверх каждый день», - говорит он. «Обычно - перед закатом. Вид прекрасный, и там все выглядит идеально. Вы можете пойти сюда, вы можете пойти туда, вы можете приказать машине делать все, что хотите».
А вот над машиной Deep Purple у Морса гораздо меньше контроля, с чем он согласился с самого начала. «Я до сих пор чувствую себя немного за пределами группы», - говорит он. «Я как будто роуди во многих вопросах. Как будто я помогаю, я часть шоу. И это связано с историей группы».
Whoosh! - седьмой альбом, который Стив записал с Deep Purple. Он говорит, что это традиция группы, что Иэн Гиллан и Роджер Гловер настроены на циклы запись-тур и не очень довольны, когда это как-то меняется. Стив: «Я помню, как однажды спросил Роджера: «Почему бы нам просто не делать песню каждые несколько месяцев и не выпускать ее на веб-сайте. Почему должно быть такое большое производство?» А Роджер говорит: «Потому что мы так делаем».
Стив рассказывает, что есть вещи, которые просто не надо делать в группе. Например, вносить изменения в сет-лист или приглашать кого-нибудь прокатиться в гастрольном автобусе. И нельзя заставлять людей ждать. Стив: «Если вы вовремя в Deep Purple, значит, вы опоздали. Я не шучу».
А начиналось всё так: «Я беспокоился о группе не меньше, чем они обо мне. Я подумал: «Эти парни просто живут за счёт своего имени? Это просто ностальгия? Могут ли они еще хоть что-то играть? » Мы начали без всякого плана. Я что-то сыграл, Джон Лорд сыграл. Я еще что-то поиграл, он ответил и что-то добавил. Вскоре к нам присоединились все, и я понял, что эти ребята - великие импровизаторы минимум джазового уровня. Думаю, в тот момент прессу смутило то, что эти ребята больше двадцати лет уже играли рок-н-ролл. Я был свидетелем отчуждения в их родной стране, и мне это не очень понравилось».
«Единственное, что меня удивило, это то, что некоторые фаны меня просто ненавидели. Они думали, что я был причиной того, что Ричи больше не играет в группе. Во время моего первого турне по Великобритании я очень это почувствовал».
На вопрос, когда же это прекратилось, Стив со смехом ответил: «О, в 2022 году, надеюсь. Иэн Гиллан был в этих ситуациях замечательным человеком, очень лояльным, и он защищал меня. Думаю, это их остановило. Всегда будут люди, которые думают, что все должно быть так, как они хотят. Но прошло двадцать шесть с половиной лет. Вы думаете, что люди, наконец, скажут: «Может, мы разрешим этому парню передышку?»
В свете этого вопроса интересно, а как сложились личные отношения двух гитаристов, Блэкмора и Морса. Стив: «Я с ним никогда не встречался. Я слышал то, что он делал со своей женой - акустику. Мне понравилось».
Стив присутствовал на церемонии введения Deep Purple в Зал Славы рок-н-ролла. Глядя на несколько холодные отношения участников разных составов группы он подумал: «Я бы хотел, чтобы вы, ребята, что-то сделали, обнялись бы друг с другом. Я хочу, чтобы это хорошо завершилось. Я очень желаю этого парням».
Но этого не произошло. Стив: «Я подумал, что это могло бы случиться только в том случае, если бы кто-то из них умер».
А как же сам Стив Морс, интересно, видит ли он день, когда вдруг престанет быть частью Purple.
Стив: «Моя пенсия будет связана с ограничениями по здоровью. У меня артрит, и я изучаю методы, позволяющие играть мне как можно дольше. Тот день, когда я не смогу играть дальше, не будет счастливым. Но эти ребята, они похожи на какую-то инопланетную цивилизацию. Они живут, как кролик Энерджайзер. Их невозможно остановить. Я боюсь, что упаду раньше, чем они».
На вопрос о следующем альбоме Deep Purple Стив ответил, что с учетом нынешнего положения дел в группе «это вполне возможно».
«Дядя Дон» - так коллеги по Deep Purple а называют Дона Эйри. Клавишник, родившийся в Сандерленде, отличается приветливостью - черта, которая помогла ему работать вместе с некоторыми из самых непростых персонажей хард-рока, от Гэри Мура до Ричи Блэкмора.
Его 18-летняя работа в Purple - это самое продолжительное время, которое он провел в какой-либо группе, и он знает, что даже это должно когда-нибудь закончиться. Хотя когда именно это будет, не ясно.
«На днях я копался в своих старых вещах и нашел кое-что, где написано: The Long Goodbye Tour, 2017 (Долгое прощание, 2017)», - говорит он. Идея об окончании была ещё тогда. Дон говорит, что они думали, что встретятся ещё несколько раз и всё. Дальше каждый займётся своими делами. И они не собирались писать новый альбом, но все были готовы к этому. Было много материала, все были готовы. И был Боб Эзрин, который не терпит никаких задержек, никаких оправданий. Работа выполняется несмотря ни на что. Он великолепно умеет загнать всех вместе и направить на один и тот же путь. Дон говорит, что он не совсем понимает, как Боб это делает. «Он как минимум на два шага впереди меня».
Когда Эйри пришел в Deep Purple, они были в полном шоке от ухода Джона. Но при этом он считает, что группа тогда была «на довольно ленивом этапе своей жизни. Забавно, я пришел на три свидания и вот я здесь восемнадцать лет спустя».
Вначале у Дона были некоторые проблемы, и он говорил об этом с Гилланом. Гиллан сказал: «Просто сконцентрируйся на клавиатуре, это всё, что тебе нужно делать. Просто будь клавишником». То же самое Ричи когда-то сказал ему: «Ты просто сконцентрируйся на вокале, а я сконцентрируюсь на гитаре».
Стива Морса многие фанаты сначала возненавидели, но Дон Эйри, похоже, легче вошёл в группу в плане взаимоотношений с поклонниками.
Дон Эйри: «На концерты приходил парень в футболке с Джоном Лордом и стоял в первом ряду с очень несчастным видом. Это несколько напрягло меня вначале. Но впоследствии он стал приходить на мои сольные концерты. В каком-то смысле он извинился передо мной - он сказал, что не имел в виду того, что я подумал».
«Чем старше ты становишься, тем больше понимаешь, что просто хочешь выйти и поиграть с людьми. Все остальное - эго, оно просто мешает. Я был во многих группах, где страдание было подавляющим состоянием ума во время репетиций и концертов. С Purple все по-другому - у нас спокойное товарищество. Я видел Stones в Гайд-парке. Я не мог сосчитать, сколько людей было на сцене: два клавишника, пять бэк-вокалистов, два дополнительных гитариста. В Deep Purple нас только пятеро на сцене».
Роджер Гловер, басист Deep Purple, провел с группой 39 из 53 лет: «Появилось слово легенда, что воспринимается несколько непривычно», - говорит он. «Немного трудно жить с этой лестью. Я чувствую себя обычным парнем, разве что со слегка необычным занятием».
Роджер живет сейчас в Швейцарии: «Мне до сих пор трудно поверить, сколько мне лет. Я чувствую то же самое, что и в двадцать лет. К этому трудно привыкнуть».
Он присоединился к группе Episode Six, когда учился в школе. В 1965 году он познакомился с Иэном Гилланом, когда ушел предыдущий вокалист: «Это была удача, хотя в то время мы не восприняли её как удачу. Попасть в Deep Purple - это тоже удача. Присоединиться к группе, у которой теперь такая же история, как у нас, - это невероятно. Это как выигрывать джекпот каждый день».
«Я очень испугался, когда мы познакомились с Deep Purple. Пейси, Джон и Ричи были мастерами своего дела. По сравнению с ними мы с Иэном были любителями. Я пришел в студию, чтобы сыграть с ними на сессии песню Hallelujah, и мы были в разных мирах. Пейси был тогда тем, кто сказал остальным, что я хороший басист.
После записи Джон Лорд подошел ко мне и предложил: «Мы немного поболтали, и мы хотели бы, чтобы вы присоединились к нашей группе». Я сказал нет. Потому что мы через столько всего прошли вместе в Episode Six. В ту ночь я остался в квартире Иэна Гиллана с ним и его матерью. Я не заснул. Было непросто потерять друзей, но я понял, что у меня может больше не быть возможности работать с такими музыкантами. Я только пару лет назад узнал, что во многом благодаря Пэйси попал в Deep Purple, а он уже и забыл, наверное».
Mk II Purple всего за четыре года создал музыку, изменившую мир. Роджер говорит, что это потрясающее чувство - писать музыку, становиться популярной группой, когда за ней следят люди по всему миру. «Вы не смогли бы специально придумать такую карьеру, даже если бы постарались».
Роджер: «Быть участником популярной группы семидесятых было тогда мечтой каждого школьника. Теперь все изменилось, но что-то осталось. Мое отношение к нашей музыке такое же, но у меня другой взгляд на многое. Конечно же, изменился процесс сочинения песен. Мы не пишем как наивные двадцатилетние. В том, что мы сейчас делаем, гораздо больше легкости. Мы не в таком отчаянии. Но мы выставляем музыку на суд людей, поэтому мы уязвимы. Даже по прошествии всего этого времени».
Роджер вспоминает, что до альбома Purpendicular для него был период борьбы, а этот альбом стал чудесным светом в конце плохого туннеля. Затем, после Rapture Of The Deep, группа потеряла желание делать альбомы: «Это был не лучший альбом. Мне не нравится, как он звучит».
«Now What!? мы сделали с Бобом Эзрином, и он дал нам совершенно новое чувство, желание что-либо делать. Это было откровением для нас. Хороший способ закончить. Но мы не остановились. И я не хочу, чтобы это закончилось. Или, по крайней мере, я не хочу об этом заявлять. Нам уже за семьдесят, но мы все еще находимся в состоянии, когда мы можем продолжать. Что касается меня, я хочу делать и делать что-то, пока мы не упадем».
Подписаться!
Читать также:
- Гитарист «KISS» отправился в космос с кавером на классический хит «DEEP PURPLE»
- Ангус Янг: Для «AC/DC» уже поздно делать баллады
- Ричи Блэкмор и Уильям Шетнер записали кавер на классический хит Би Би Кинга