Шамахы была столицей ширваншахов, правящей династии Ширванского средневекового государства. Современный город ныне располагается в нескольких десятках километров от разрушенного часто происходившими землетрясениями старого города. Этот город пережил немало природных катастроф и военных набегов. И несмотря на всё это, сохранил наглядные доказательства периода своего расцвета.
Существует несколько версий происхождения названия города. По одной из них, "шамих" означает по-арабски "высь", "возвышенность". По другой версии, происходит от слияния слов "шам" (так называют по сей день Дамаск) и "ахы" (брат), что означает "прибывшие(братья) из Шама (Дамаска)" или буквально "брат Шама(Дамаска)". Упоминается эта местность и у греческих авторов. По мнению Бакиханова, именно Шамахы обозначено Птолемеем как "Кемахея" в его трудах. Есть также объяснения топонима "Кемахея", имеющего тюркское происхождение от этнонима "кимак", согласно китайским источникам. Но подробную историю столицы Ширванского государства оставим всё же тем, кто занимаются данным предметом и ограничимся общими сведениями, которые могут дать представление о теме нашей нынешней публикации.
Крепость Гюлистан находится при подъезде к городу. Самые ранние находки, обнаруженные на территории крепости, относятся к 9 веку. В крепости есть прорубленный в скале потайной ход, ведущий к ручью. Функциональным сооружение оставалось до 16 века, вошедшая в историю, как непобедимая. Но после многочисленных землетрясений от нее остались только развалины.
В народе крепость называют Девичьей башней, а этимология названия «Гюлюстан», что означает "страна цветов", очень проста и связана с красивой природой, окружающей крепость.
Едди Гюмбез ("Семь куполов")- это комплекс 7-ми мавзолеев с усыпальницей Ширванских правителей в Шемахе (XVIII—XIX вв), расположившийся у подножия крепости Гюлистан, а также недалеко от кладбища Шахандан.
На кладбище похоронен поэт-сатирик XIX-начала XX вв. Мирза Алекпер Сабир.
Шахандан (Şaxəndan) - это самое древнее из трёх сохранившихся старинных кладбищ города.
Здесь предположительно похоронен поэт 15 в. Шахандан (брат поэта Насими), его именем и назвали кладбище.
Джума-мечеть. является одной из самых древних и крупных мечетей на Кавказе(VIII в.). Мечеть неоднократно реконструировалась, в связи с теми же землетрясениями и военными набегами, которым часто подвергался город. В последний раз, уже в прошлом столетии, воздвигнута мечеть была заново по проекту архитектора Зивербека Ахмедбекова на старом фундаменте и при сохранении основных принципов строения. В свою очередь первоначально фундаментом для мечети послужил храм доисламских религиозных верований.
Гоша булаг - это родник с немного солоноватой на вкус ледяной водой, входящий в список исторических объектов города ((XIX век)). Последняя реставрации относится к 1912 года.
Склеп Имамзаде является одним из самых древних памятников Шамахи в центре города на улице Имамлы (рядом с Джума-мечетью). Возведен был в 1370 г., где был похоронен один из четверых детей IV имама Зейналабдина – Алям Сейид Магомет Салех Аль Мудеррис. Заново этот склеп был отстроен в 1910-1917 годах по проекту архитектора Зивербека Ахмедбекова. В время мартовских событий 1918 г., которые не обощли ни один азербайджанский город, склеп был сожжен вместе с 200-ми жителями, укрывавшимися в нем. Серьёзный урон тогда был нанесен и Джума-мечети.
Мавзолей Дири Баба, расположенный возле села Мараза, был построен в 1402 году. Двухэтажное сооружение не касается земли, так как буквально "вмуровано" в скалу. Уже с XVII века сюда съезжались паломники и простые путешественники из разных сторон. Связано это с легендами этого необычного места.
Пирсаатский пир (8-15 в.в.) находится у въезда в город, на берегу реки Пирсаат. Здесь расположен склеп Пирсаат-баба. Согласно преданию, был он (Пир-Саат) потомком Пророка и совершал чудеса. "Легенда о нем. Человеку, сильно боявшемуся землетрясений, как-то приснился дурной сон. Проснувшись, он поднял тревогу, чтобы все покинули свои дома, но никто его не послушал. Но сон оказался пророческим. Случилось страшное землетрясение, разрушившее почти весь город. После этого человек, дом которого тоже был уничтожен природной стихией, покинул эти места. В конце концов он нашел себе пристанище у реки Пирсаат. Выжившие после землетрясения его земляки, которые не хотели его слушать, стали навещать его. Постепенно это место превратилось в святилище, где находили исцеление люди, имеющие проблемы со слухом и зрением."(https://limandra.ru/blog/shemaha/)
Поселок Лагыч является на данный момент историко-культурным заповедником, на территории которого проживает местное население. Местные жители и ныне изготавливают предметы быта из меди, кожи, занимаются ковроткачеством. Из-за отдаленного от других населенных пунктов расположения и недоступности, село сохранило свою самобытность, что делает это замечательное место этнографическим природным музеем. Население сохранило и иранское наречие, которое используют между собой местные жители.
Пиркулинский государственный заповедник был организован в 1968 г. и является частью Национального Парка Шахдаг. Здесь водятся птицы и млекопитающие, занесенные в Красную Книгу (степной орел, беркут, турач, бурый медведь, серна). Отличается и флора местности, где встречаются чистые и смешанные леса из бука, дуба и граба, входят в территорию Заповедника леса Джанги, Пиргулу, Бадо. Здесь же можно найти много родников. Место это называют «Гырх-Булаг» («Сорок родников»).
Шемахинская Астрофизическая Обсерватория носит имя Насреддина Туси, и является, пожалуй, самым интересным объектом в местности, где занимаются исследованиями ближнего и дальнего космоса. Здесь имеются двухметровый телескоп, который считается одним из самых крупных среди стран СНГ, а также горизонтальный солнечный и менисковый телескопы. Основана обсерватория была в 1960 г., благодаря огромной роли в этом учёного Юсифа Мамедалиева. Для проживания сотрудников обсерватории был создан поселок его имени (Юсифа Мамедалиева, ранее Пиркули). Поселок находится на высоте 1400 м над уровнем моря и отличается чистейшим воздухом и восхитительным ландшафтом.