Найти тему

Главный храм на главной улице.

Одним из главных храмов Петербурга, да еще расположенных на главной улице города, Невском проспекте, считается Казанский собор. Назван он так в честь главной его святыни и особо почитаемой на Руси иконы Казанской Божьей матери. Еще при Петре была эта икона перенесена в Петербург, для чего на Невском проспекте построили церковь Рождества Богородицы, которую в народе стали называть Казанской. Шли годы, церковь ветшала, а Невский застраивался, становился центральной улицей. К концу 18 в. возникла необходимость в строительстве нового храма. Объявлен конкурс на лучший проект. По требованию Императора Павла храм должен был походить на собор Святого Петра в Риме. К удивлению многих маститых архитекторов, лучшим был признан проект никому тогда не известного архитектора Андрияна Воронихина. По его проекту и приступили к строительству. Вскоре все разъяснилось. Молодой архитектор был бывшим крепостным (а скорее всего и внебрачным сыном ) известного вельможи Александра Сергеевича Строганова, президента Академии художеств. Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года. Заложили собор и строить его начали уже при другом императоре, Александре I. Строили его 10 лет и завершили в 1811 году. Это было время Наполеоновских войн, а потому, проявляя чувство патриотизма , решено был строить собор силами только русских мастеров и только из русских строительных материалов. В отделке Казанского собора использован прежде всего, так называемый пудожский камень или туф. Туф с пористой структурой легко обрабатывался, его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей, фризов и наличников. Во внутреннем декоре храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму. Интерьер собора украшали 56 колонн из розового гранита с позолоченными капителями. Существует легенда о том, что Павел,будучи императором непредсказуемым, повелел архитектору сделать главный вход в собор со стороны Невского проспекта. Однако, при строительстве храмов существовали определенные каноны, согласно которым главный вход в храм должен находиться на западе, напротив алтаря. В данном случае с Казанской улицы. Архитектор, оказавшийся в затруднительном положении , развернул колоннаду собора к Невскому, имитируя главный вход в храм, но православные каноны не нарушил, сделав парадный вход, как и положено , на западе. Северные врата отлили из бронзы по образцу «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии. Для украшения собора известные русские скульпторы: Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский изготовили из бронзы скульптурные изображения князя Владимира, Андрея Первозванного, Александра Невского , Иоанна Крестителя. Из серебра, отобранного у солдат-мародеров армии Наполеона был отлит главный иконостас собор и создана риза для иконы Казанской Божьей Матери.
15 сентября 1811 г. собор был освящен, а через две недели скончался А.С.Строганов, который последние 10 лет своей жизни отдал этому строительству. Спустя два года, в 1813 году в соборе был погребен фельдмаршал М.И.Кутузов. Над его могилой установлен список с иконы Смоленской Божьей Матери, бывший в сражении под Бородино в 1812 году. Там же разместили, доставленные в Петербург , военные трофеи: знамена, штандарты и ключи, захваченных городов. В 1837 году на площади перед собором на высоких гранитных пьедесталах установили памятники фельдмаршалам Кутузову (с восточной стороны) и Барклаю-де-Толли (с западной) работы скульптора Б. И. Орловского.
В архитектурно-строительных документах указана еще одна колоннада, которая должна была симметрично располагаться с южной стороны собора, но она не была создана. Со стороны Казанской улицы разбили небольшой сквер, огражденный решеткой, выполненной по проекту Воронихина. Уже в советское время в центре сквера установили фонтан, созданный другим архитектором, Тома-де-Томоном. Его перенесли с Московского проспекта, где он выполнял функцию поилки для лошадей.
В 1932 году в храме разместили музей Истории религии и атеизма. Вновь освящен и открыт как храм в 1998 году.

-2
-3