Именно так меня спросили на лекции.
Ну, действительно, почему? Быть может, именно так, как изображается на картинах, в литературных произведениях, в скульптуре и мифах - идеалистично и романтично выглядела Древняя Греция?
Трезво мыслящий человек скажет точно: "Нет!" А историки расскажут множество нюансов, от которых волосы дыбом встанут.
Но тогда - почему?
Все дело - в детстве
Античность - детство европейской культуры. А всякое детство, как в жизни человека, так и в жизни человечества, воспринимается светлее, лучше, насыщеннее, романтизируется и т.д. На самом деле - это немного шутка.
Как уже говорила, не думаю, что ученые, которые исследуют период Антики, очень романтизируют эту эпоху. В эти времена, кстати, были изобретены крематории (металлические быки, в чреве которых сжигали преступников и провинившихся рабов), а стариков и слабых младенцев Спарты бросали в ущелье.
У нас же, обывателей, восприятие Древней Греции связано с мифами Эллады (по своей сути - со сказками).
С философией того времени. Именно литература, театр, скульптура, философия, наука, юриспруденция, государственный уклад Древней Греции стали фундаментом, на котором стала строиться культура Европы. С этой точки зрения - все мы родом из Древней Греции.
***
Романтизация - это стремление представить что-либо в романтичном свете (мечтательно настроенном, наивно-возвышенном). Для каждого из нас такими представляются произведения литературы, которые пришли из этих далеких античных времен.
Ну, действительно, вот известные герои Дафнис и Хлоя. Роману веков восемнадцать. По сюжету нашли девочку и мальчика, младенцев, его вскармливала коза, ее овца.
Они выросли, стали пастушками, полюбили друг друга. Дафнис попадает в плен, с помощью Хлои спасается из плена. Потом похищают Хлою, которую спасает бог леса Пан.
Дафнис беден и не может жениться на Хлое, но его выручают нимфы - дарят кошелек с большим количеством монет. Потом происходит еще много всяких событий.
В результате Дафнис с Хлоей обретают настоящих родителей - состоятельных и влиятельных людей и женятся, а их покой оберегают, естественно, божества.
Этот пасторальный роман чем-то очень напоминает бесконечные мексиканские сериалы периода перестройки с пропажами детей и возлюбленных, поисками родителей, потерей героями памяти и неожиданной помощью (не богами, конечно, но все равно очень своевременной) - и с романтической любовью.
***
Но такова ли была сама жизнь в период античности? Нет, конечно! Однако наше восприятие идет через литературу и искусство... Через басни Эзопа и гомеровские "Илиаду" и "Одиссею". Через мифы и их интерпретации. Через прекрасные белоснежные мраморные скульптуры, которые вовсе даже не были белоснежными. Их раскрашивали мастера, просто краски со временем стерлись, смылись, исчезли, выцвели...
Как исчезло, стерлось во времени истинное представление о жизни древних греков...
P.S. Обратите внимание, древнегреческие трагедии вновь обрели популярность в наше время. Вот спектакль "Антигона", а это постановка "Калигула". И это уже - совсем новое восприятие античности. Не идеалистичное. У современных режиссеров и актеров события далекого прошлого ассоциируются с событиями недавнего прошлого и настоящего, философски переосмысливаются. Рождается пространство далекое от романтичности, но оно заставляет обращаться к теме Древней Греции снова и снова.