Широко известна такая байка, будто бы средневековые философы-схоласты яростно обсуждали тему "сколько ангелов уместится на кончике иглы" (вариант - сколько чертей может танцевать на кончике иглы). Этот пример обычно приводят, чтобы показать бессмысленность споров на отвлеченные темы, не имеющие ничего общего с реальными проблемами, которые действительно требуют обсуждения. Мол, вот чем схоласты занимались, делать им было нечего.
Но вы знаете, на самом-то деле схоласты не тратили время на подобные обсуждения. Не было в средние века споров об ангелах ли, о чертях ли, на кончике иглы. Правда, вопросы об ангелах и демонах были, и их сформулировал в "Сумме теологии" знаменитый теолог, схоласт Фома Аквинский (XIII в.). Однако там нет ничего про кончик иглы. Фома рассуждал о природе сверхчувственного, примером коего являются ангелы и демоны, и хотел понять, имеет ли это сверхчувственное какое-то пространственное измерение?
Ответ у него был такой, что да, имеет.
«Могут ли несколько ангелов находиться в одном и том же месте одновременно?» — «В одном месте может находиться только один ангел».
«Если движение ангела дискретно, то он может переходить из одной точки в другую, не переходя через середину между ними».
В книге Джона Арбетнота «Записки Мартинуса Скриблеруса» (1741). были приведены вопросы об ангелах, сформулированные в "Сумме теологии", но там не было конкретно вопроса об их танцах или прочих действиях на кончике иглы. Пресловутый вопрос был широко обнародован позже, в XIХ веке, в «Литературных курьезах» Исаака Дизраэли, когда в главе о схоластике он ссылался на книгу Арбетнота и писал, что тот приводил, как пародию на пустопорожние споры, такие вопросы, как:
«Могут ли ангелы перемещаться из одной крайней точки в другую, не проходя через середину между ними?», «Верно ли, что ангелы лучше познают вещи утром?», «Сколько ангелов могут танцевать на кончике чрезвычайно тонкой иглы, не толкая друг друга?».
Это, конечно, пародийная интерпретация тех вопросов, которые задавал Фома Аквинский. А вот вопрос про танцы на кончике иглы добавил сам Дизраэли, дополнив им шутки Арбетнота. Но откуда взялась эта игла? Это выдумка остроумного Дизраэли?
Оказалось,что на самом деле этот образ был использован еще в XIV веке и красуется в диалоге «Сестра Катрей», автором которого долгое время считался Мейстер Экхарт (сейчас это авторство опровергнуто). Так вот, в этом диалоге прямым текстом сказано:
«…Дочь моя, ученые утверждают, что на небесах тысяча ангелов могут стоять на кончике иглы. Теперь разъясни мне, что это значит». (…) «Ученые правы. (…) Бог мог бы сотворить небо и землю еще обширнее, и все же они, вместе со множеством уже сотворенных им существ, были бы меньше, чем кончик иглы, если сравнить их с душой, воссоединившейся с Богом».
Вот где собака-то порылась, оказывается! Была такая метафора в средневековом богословии, но, кроме как в данном диалоге, больше не встречалась до того, как в XVII веке ее не стали использовать как игру слов для пародийного вопроса. Поясню про игру слов: «needles point» на старо-английском — «кончик иглы» и одновременно «бесполезный вопрос». У нескольких авторов XVII века есть упоминание об ангелах на кончике иглы как пример совершенно бессмысленного вопроса.
Вот отсюда и пошло. А Дизраэли сделал образ популярным и создал впечатление у людей, что он именно в таком виде формулировался в средние века.
Спасибо книге К.В.Душенко "История знаменитых цитат", которую я использовала при написании этого поста.
Читайте еще на моем канале:
Что такое культурное пространство: понятное объяснение
Можно ли назвать философом Леонардо да Винчи?
Из блога мужа:
Удивительные вязаные люди финской художницы