Найти в Дзене
WAKEUPMEN CLUB

Активный туризм глазами восторженного новичка. Часть 4. (Ликийская тропа)

Оглавление

Программа питания в походе (подход к калорийности рациона, раскладка, стоимость). (Весенний поход по Ликийской тропе. Март 2020).

Пример раскладки в пешем походе по Ликийской тропе, оценка рациона и выводы по итогам похода.

#ХОЧУТУДАПЕШКОМ #ЛИКИЙСКАЯТРОПА #LYCIANWAY #LYKYAYOLU #ХОЧУТУДАЛИКИЙСКАЯТРОПА #ЛИКИЙСКАЯТРОПАПЕШКОМ

В предыдущих частях:

Часть 1. Активный туризм vs Пассивный туризм. Активный туризм: Сколько это стоит (специальное снаряжение).

Часть 2. Что у нас в рюкзаках. (одежда, снаряжение, что берем с собой).

Часть 3. Программа питания в походе.

Тот кто путешествует понимает, что Путешествие это одно из лучших занятий в жизни.

Не так важно как и с какой суммой денег ты путешествуешь. Не принципиально где ты путешествуешь. Самое главное то, что ты познаешь мир, который тебя окружает. (вполне себе банальность, но лучше не сказать).

Пройдя более 140 км. по Анталийскому побережью Турции, могу сказать со 100% уверенностью – оно того стоило.

Наше первое путешествие стало настоящим приключением и вместило в себя огромное количество туристических аспектов. Были и многокилометровые пробеги, и сложные восхождения, и затяжные спуски. В одном путешествии мы побывали и в зиме, и в весне и зацепили немного лета.

Мы ночевали в мечети, на развалинах древнего храма, в доме пастуха, в недостроенной гостинице, ну а жемчужиной в череде наших ночевок стала ночевка на берегу моря, недалеко от развалин г. Фазелис.

-2

Путешествие удалось, мы достигли всех поставленных перед собой целей и даже пандемия коронавируса CoViD-19 не смогла помешать нам. (все свистопляска началась немного позже того момента, как мы закончили путешествие).

-3

Цель данной статьи, уже на опыте проведенного похода, подвести итоги той программы питания, которую мы использовали и дать ей свою субъективную оценку.

Забегая вперед скажу:

  • Все работает.

2. Все было комфортно и удобно.

3. Все было вкусно и не вызывало никакого напряжения среди участников группы.

4. По итогам тестирования принято решение – уменьшить вес раскладки на 10-15%. (как минимум для походов низкой и средней категории сложности).

Итак, теперь по порядку и более подробно.

Как я писал в предыдущей части: одной из целей похода по Ликийской тропе в марте 2020 года была проверка возможности(комфортности) активного путешествия на низкокалорийном рационе, с минимизацией в рационе быстрых углеводов. (Дневной рацион 2 500 - 2 700 кКал/день, при плановых энергозатратах в 4 000 - 4 500 кКал/день). И влияние на организм данного режима питания.

Энергозатраты во время похода.

Если верить «приборам», то за 9 дней мы прошли 144 км за 64 часа ЧХВ.

-4

Как и договорились ранее, при походе, средней категории сложности, нами расходуется «порядка» 4000 - 4500 кКал/день.

Учитывая продолжительность нашего похода, за его время мы потратили от 36 000 до 40 500 кКал. (9 ходовых дней). Мне кажется, принимая во внимание реальные условия похода, затраты энергии были больше.

При этом, если посмотреть на нашу раскладку и ее энергетическую ценность, то за время похода мы потребили, порядка, 19 000 – 20 000 кКал.

Принимая во внимание бесплатные апельсины/мандарины на второй части пути и немного увеличенное потребление карпита (орехов), на той же второй части пути, я думаю, наше реальное потребление составило, около 23 000 - 25 000 кКал. (как и планировалось в самом начале)

Принципиально мы не использовали в рационе: дополнительный животный жир (масло сливочное, сало) и быстрые углеводы (шоколад, конфеты, печенье).

Наша задача была протестировать работу организма на «длинных» углеводах (крупы/каши) как основных источников энергии в походе.

С целью недопущения продолжительных интервалов между приемами пищи, влекущих за собой повышенный аппетит или потребность «закинуться» энергией на ходу, был установлен следующий распорядок дня и приемов пищи:

-5

За время похода нам удалось придерживаться данного графика. Единственным исключением был день восхождения, когда мы немного скорректировали график и содержание приемов пищи, в соответствии с наличием возможности готовить на склоне.

Дабы стандартизировать приемы пищи и избежать «раздувания» перечня продуктов, была придумана следующая «карусель» гарниров:

-6

Такой подход позволил обеспечить «не однообразность» ежедневного меню и при уложиться в небольшую номенклатуру гарниров.

Чем мы питались в походе?

В первую очередь необходимо сказать что все продукты (кроме хлеба и свежих овощей/фруктов) мы везли из России.

Общий вес еды в рюкзаках, которую мы погрузили в самолет, составлял 12 кг. (на 3-х). Львиную долю веса составляло «мясо»: тушенка и мясная гастрономия.

Еще дома, все продукты были упакованы по дням использования.

-7

Каждый пакет был подписан. Все было равномерно распределено между участниками.

Чай (пакетированный), кофе (растворимый), соль и подсолнечное масло были упакованы отдельно и транспортировалось вместе с кухонной утварью.

В качестве источников животного белка мы использовали:

  • Тушенка* мясная (курица, говядина, свинина)

2. Мясная гастрономия (говядина, свинина курица) в вакуумной упаковке.

3. Сыр локальный в вакуумной упаковке.

4. Для теста 1 раз «готовили» соевую спаржу со специями. По нашей оценке получилось очень даже приемлемо, особенно учитывая вес сухого продукта.

-8
-9

*Тушенка в фольгированных пакетах – меньше вес упаковки, проще разместить в рюкзаке и утилизация упаковки не составляет труда.

Основные источники углеводов (гарниры):

«Суп» - смесь чечевица+булгур+сушеные овощи.

Гречка – смесь гречневая крупа+сушеные овощи.

Кус-кус - смесь крупа кус-кус+сушеные овощи.

Булгур - смесь крупа булгур+сушеные овощи.

Пюре – сухое картофельное пюре+сушеный жаренный лук.

Хлеб – локальный хлеб, приобретаемый на маршруте.

Все смеси компонентов делали сами дома (можно было купить готовые смеси но: 1. Значительно дороже. 2. Не очень удобно с точки зрения веса разовой порции. Например: по раскладке нам на группу на 1 раз нужно было 150 гр смеси, а в пакете с готовой смесью 200 гр. Следовательно – нужно или переупаковывать или излишки.

Используемые крупы характеризуются быстрым приготовлением, а учитывая предварительное замачивание – доготовка занимала минимум времени и газа.

Как мы готовили «кашу»?

Шаг 1. Предварительно замачивание (например - на ночь)

Шаг 2. Нагрев воды на газовой системе. (5 минут)

Шаг 3. Заливка предварительно замоченной крупы горячей водой.

Шаг 4. Доготовка крупы. (5-10 минту)

Шаг 5. Добавление тушенки. (5 минут)

Итого 15-20 минут.

За 9 дней похода мы использовали меньше 2-х больших баллонов газа. Скажу честно, когда нам стало понятно, что второй баллон мы не израсходуем до конца, мы перестали экономить газ.

Пара слов о каждом «гарнире»

Булгур

· Универсальный (много вариантов комбинирования, от каши до «плова»).

· Высокая пищевая ценность.

· Трудно добиться пригорания пи приготовлении.

· Самое продолжительное время приготовления (из используемых нами).

· Довольно дорогой.

Гречка

· Универсальная.

· Популярная у туристов крупа.

· Можно вообще не варить, если замочить заблаговременно.

· Не дорогая.

· Самый низкий показатель вода/крупа (выход готового блюда)

Кус-кус

· Отличный показатель по соотношению вода/крупа при приготовлении.

· Быстрое приготовление (не требует варки).

· Самая дорогая крупа в нашем меню.

На мой взгляд, Кус-кус – один из самых удобных для использования в походных условиях вариантов.

Картофельное пюре (порошок)

· Лучший показатель по соотношению вода/крупа при приготовлении.

· Быстрое приготовление (не требует варки).

· Вкус – отлично. (использовали Knorr, так как состав оказался самый чистый).

· Очень быстро усваивается.

· После приема пищи, посуда имеет очень не эстетичный вид и требует незамедлительной мойки (не всегда реализуемо в походе).

Соотношение воды и крупы при приготовлении:

-10

Распределение между приемами пищи (% кКал)

Справочное

-11

Фактическое

-12

Пример меню на 1 день.

-13

Да будет газ.

Привезти с собой газ, если ты летишь в Турцию – затруднительно. Можно использовать дровяные печки или костер для приготовления еды. Можно, но для этого нужно иметь костровую посуду.

Все же самым удобным и «чистым» является использование газа в баллонах.

Купить газ в обычных баллонах с цанговым креплением можно во многих магазинах, а вот покупка баллонов с резьбовым соединением может вызвать некоторые затруднения, особенно в несезон.

По нашему опыту на март 2020 года в г. Анталия газовые баллоны с резьбовым соединением можно купить:

-14
-15
  • Стоянка такси на площади, где ранее был магазин Tibet Outdoor (Deniz, 131. Sk. 2-A, Muratpaşa/Antalya, Турция) (36.885637, 30.696042). Владелец закрытого магазина Tibet Outdoor заверет, что газ у таксистов есть всегда по цене 30 (360 руб.) и 40 (480 руб.) лир за маленький и большой баллон соответственно).
  • Магазин Декатлон(Decathlon), расположенный недалеко от аэропорта (Yeşilova, Serik Cd. No: 8, Muratpaşa/Antalya, Турция) (36.901762, 30.765376). 40 (480 руб.) лир за большой баллон. В остальных 2-х магазинах Декатлон(Decathlon) газа не было).

Далее по маршруту, в поселках и деревнях, во время нашего похода, «газа нет».

-16

В походе мы использовали для приготовления пищи комплект газового оборудования а-ля «JetBoil» от китайского производителя + кастрюля алюминиевая 1,5 литра.

В штатной емкости (1 л.), входящей в комплект горелки, мы только кипятили воду, в кастрюле готовили еду. Чай заваривали в металлических кружках.

Данное сочетание оборудования и посуды удовлетворило все наши потребности на 100%.

How much the fish или Расходы на питание.

Как вы уже смогли убедиться, питание в нашем походе было достаточным, вкусным, разнообразным. Мне кажется, что такое меню возможно для комфортного похода и на более долгий срок (2-3 недели), если вопрос переноса груза решен.

Но остается извечный вопрос «а сколько же это стоит?».

По ценам на начало марта 2020 года расходы на питание в рамках похода составили 5250* руб./чел/9 дней или 575* руб/чел/день. Что учитывая кол-во и качество еды – отличный показатель.

*В т.ч. 417 рублей/чел/9 дней или 46 руб/чел/день – стоимость приобретенных в Турции газовых баллонов.

Везти из дома или покупать на месте?

По нашему опыту продукты питания можно не везти из России. Все можно купить в Турции. Но есть некоторые «но»:

  • Для закупки продуктов и их переупаковки вы должны предусмотреть время. При этом закупаться нужно в крупных городах. Полноценная закупка на маршруте в горах или в поселках – не рабочий вариант.

2. Цена будет немного выше чем дома. Если учесть возможность делать коллективные закупки по оптовым ценам, то в некоторых случаях, разница в цене будет чувствительной.

3. Сыр и колбаса – приобретается в Турции без проблем. Все достаточно вкусное.

4. Тушенка – нам не встречалась ни в маленьких магазинах, ни в гипермаркетах. Много свежего мяса. Но это не очень удобно для похода.

5. Крупы – это элементарно приобретается в Турции. Рис, Булгур (разных вариантов и фракций), Чечевица и даже Гречка.

-17
-18

6. Готовые смеси «крупа+сухие овощи» - широкий ассортимент в больших магазинах.

-19

7. Чай/кофе – широкий ассортимент от молотого до «3в1».

Ссылка на видео по данной теме:

https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=265924994398733&id=100029437025515

Выводы по итогу путешествия:

  • При наличии времени на закупку в Турции, при наличии ограничений по весу багажа в самолете, и не принципиальности экономии на стоимости продуктов – мы еду не везем из РФ. (исключение может составлять только некоторое кол-во тушенки). Все закупки для маршрута, запланированные на Турцию, делаем только в больших городах. Рассчитывать на магазины «по пути» - нет. (Особенно в низкий сезон. Просто все закрыто).

2. Уменьшить кол-во используемых «круп» на 10-15%.

3. Увеличить вес карманного питания (орехи+сухофрукты) на вторую половину маршрута.

4. Использование газового оборудования. (скорость, удобство, чистота).

5. Отказ от картофельного пюре.

6. Расширить использование соевой спаржи, как источника белка.

7. Не отказываться от использования тушенки, но уменьшить ее кол-во путем добавления более легких продуктов (сухое мясо, соевая спаржа).

В следующих частях:

Краткий отчет о прохождении маршрута (144 км).