Последние годы идёт перестройка в системе дополнительного образования, вернее оптимизация, которую и в медицине проводят и в общем образовании. Что это значит для образования- минимум бюджетных мест и максимум платных, это финансовая сторона вопроса, но всегда есть много других сторон, о которых важно помнить финансистам, иначе можно разрушить системы нарабатываемые десятилетиями, но не предложить ничего взамен. В данном случае рассмотрим, что происходит в школах искусств, конкретно в музыкальном образовании. Мне довелось работать в музыкальной школе на стыке эпох, 20 лет с 1993 по 2013 год , многое менялось буквально на глазах, не всегда в лучшую сторону.. Когда уходила из музыкальной школы в 2013 году (по целому ряду причин), уже начинались разговоры про деление на предпрофессиональное и общее музыкальное образование. Многие уже тогда говорили- единицы могут в начальных классах определиться профессионально они будут заниматься музыкой или нет, и уж точно дети не могут решить этот вопрос однозначно в 7-8 лет, переодически за них это делают родители, но это отдельная тема для разговора.
В прессе появились резкие заявления со стороны чиновников от искусства, которые считали нашу систему музыкального образования устаревшей. Образовались группы деятелей искусства, которые писали письма в министерства и выше, в защиту и сохранение нашего музыкального образования. На самом деле, работая хормейстером и общаясь с большим количеством детей и родителей, было заметно, что определённое обновление назревало давно, но вопрос, как это грамотно сделать. Первое, что бросается в глаза на современном этапе, это то, что обновления опять же вокруг финансов. Предлагается система ПФДО, когда выделяется сертификат на ребёнка в размере 10-30 тысяч рублей на год, при этом рабочая группа во главе с пианисткой Екатериной Мечетиной уточняет, любая специализация на инструменте обходится около 100 тысяч рублей, первое не соответствие. Второе нововведение , которое решили опробовать в Москве- вводить после первого класса обучения экзамен по 100% шкале, если ребёнок набирает 85% и выше, то предпрофессиональное образование, если ниже- общее...занавес.
Та же рабочая группа предлагала это делать после 4го класса, чтобы дети успели проявить себя, развить способности. Ещё один постулат, что ДШИ должны отличаться от кружков и домов творчества- своей серьёзностью.Вот тут добавлю свои наблюдения, много нового идёт через современные студии и совсем не обязательно, что они не серьёзно относятся к развитию детей. Прочитала недавно программу детского летнего лагеря с музыкальными занятиями в Екатеринбурге , вот этот пример можно брать за основу для так называемого общего музыкального образования, что предлагалось детям летом: 1. основы игры на разных инструментах, на выбор- фортепиано, гитара, ударные, духовые, скрипка; 2. пение в разных стилях 3. основы теории музыки параллельно с выбранным направлением; подготовка номеров индивидуально и в ансамбле, с последующей записью в специальной студии, которую предоставляет музыкальная группа, организовавшая этот проект . Да, бывает красиво написано, а на практике свои варианты, но движение в эту сторону открывает новые возможности. И уверена, в таких проектах не акцентируют внимание детей на отметках и баллах, что само по себе предлагает другой уровень взаимоотношений. В системе искусства - выставление оценок нужно в отдельных конкретных случаях, вроде зачётов и экзаменов. Одна из причин ухода из системы музыкальных школ- заполнение журнала с оценками по хоровому пению, сначала воспринимала как данность, но с годами просто стало не понятно, что меняет для детей, с совершенно разными данными, оценочная система по данному предмету. Продолжение следует, слишком объёмная тема и много сторон процесса нужно обсудить.