Интересно, что зарубежные фармацевтические компании, разрабатывающие прививки от коронавируса, во многих случаях договариваются с правительствами о том, что с них (компаний) снимаются риски претензий граждан в случае побочных эффектов (серьёзных поствакцинальных осложнений).
Как сказал один из менеджеров AstraZeneca: "Это такая уникальная ситуация, когда наша компания просто не может взять на себя риск того, что... года через четыре вакцина покажет побочные эффекты".
Это понятно, поскольку вакцины создаются в экстренном порядке, тестируются ускоренно и применяться будут массово, сотнями миллионами доз. Поэтому такие финансовые риски берёт на себя правительство той страны, которая решила закупать ту или иную вакцину (и тем более если правительство финансировало её разработку).
Если для вакцин, прошедших длительное тестирование и коррекцию противопоказаний, серьёзные осложнения наблюдаются очень редко (порядка 1 случая на миллион доз), то для новых "коронавирусных" вакцин могут быть неожиданности, и в случае чего компанию-разработчика может ждать финансовый крах из-за частных исков. Конечно, речь не идёт о действительно массовых осложнениях, вроде сотен тысяч случаев. Но превышение обычного уровня, скажем, в 50 раз (то есть порядка 50 случаев на миллион доз) вполне вероятно.
Это я к тому, что к зарубежной критике российских вакцин нужно, думаю, относиться осторожно. При экстренном режиме разработки и запуска в производство от неудач на все 100% не застрахован никто, и в создании "идеально безопасной" вакцины не уверен ни один производитель.
P.S.: Пока эти "коронавирусные" вакцины ещё широко не доступны, есть другие пути снизить вероятность тяжёлого течения болезни.