В июле 1977 г. по Центральному телевидению был показан двухсерийный художественный фильм "Почти смешная история", снятый режиссером Петром Фоменко по сценарию Эмиля Брагинского. Фильм на ту же тему, что и вышедшая за полтора года до этого "Ирония судьбы или с легким паром" - все те, кому за тридцать или даже за сорок, или даже за пятьдесят:"Не унывайте! Все еще возможно...". И так же, как в "Иронии..." в фильме много музыки, юмора, только вот в отличие от рязановского фильма в нем нет дидактичности и несколько унылого морализаторства, характерного фильмам Рязанова. Фильм, снятый Фоменко, иронично-карнавальный, немного грустный, но более светлый и оптимистичный.
В фильме три главных героя - 50-ти летний инженер по технике безопасности Виктор Михайлович Мешков, 37-ми летняя чертежница Иллария Павловна Алсуфьева и ее 40-ка летняя сестра художница Таисия Павловна. И есть еще четвертый главный герой - тяжеленный чемодан сестер Алсуфьевых, набитый красками, у которого постоянно отваливается ручка. Этот чемодан самый главный герой и главный символ, в котором скрыт тайный смысл всего фильма.
Но обо все по порядку. Фильм снимался летом и осенью 1976 года и действие фильма происходит в это же время. Петр Фоменко в то время работал режиссером ленинградского Театра Комедии. На роль главной героини фильма Илларии Павловны он привлек актрису своего театра Ольгу Антонову, для которой это была первая большая работа в кино. На роль ее сестры Таисии, Мешкова, Лазаренко он планировал привлечь артистов, которые работали с ним в предыдущем его телефильме "На всю оставшуюся жизнь..." Людмилу Аринину, Эрнста Романова, Михаила Данилова.
Но за Аринину ему пришлось посражаться с худсоветом, который так же настаивал на том, чтобы роль Мешкова играл Михаил Глузский. В итоге Аринину удалось отстоять, но на роль Мешкова был утвержден Глузский вместо Романова. Другими претендентами на эту роль были Олег Борисов и Алексей Эйбоженко. Но после роли академика Сретенского в "Монологе" Михаил Глузский был в фаворе у киноначальства и поэтому роль досталась ему.
Хотя Глузский не очень подходил по возрасту для своей роли, старовато он выглядел по сравнению со своей партнершей 38-ми летней Ольгой Антоновой. Он был старше ее на 20 лет. Тогда как в фильме разница в возрасте между героями была гораздо меньше. Эта разница в возрасте вызывало непонимание у Ольги Антоновой, ну как ее героиня с первого взгляда могла влюбиться в этого неприметного, заурядного старичка. Но Фоменко надавил на ее самолюбие:"А ты покажи, что ты гениальная актриса и можешь влюбиться даже в табуретку."
И Антонова действительно показала, что она гениальная актриса. Невозможно представить, кто бы еще мог сыграть роль этой хрупкой, нежной, преданной Илларии, сумевшей с первого взгляда что-то такое рассмотреть в совершенно сером и невзрачном потертом жизнью Мешкове, чтобы это выглядело очень естественно и не вызывало подозрений в психическом расстройстве героини. И особенно, если этого Мешкова играет Михаил Глузский. В образе им созданном вообще невозможно зацепиться за что-то внешнее, так заурядно Мешков в исполнении Глузского выглядит. Не знаю было ли это так задумано Фоменко - заставить Глузского играть такую ординарную личность, или большего от Глузского невозможно было добиться, но эффект получился поразительный. Ординарность Мешкова в исполнении Глузского только усиливала яркость и непосредственность Илларии в исполнении Антоновой.
Итак, летом 1976 г. на пристань некоего г.Древнегорска, фильм снимался в г. Плес Ивановской области, сошли две сестры - художница Таисия Павловна Алсуфьева, приехавшая в этот городок на этюды, и ее младшая сестра Иллария Павловна, исполняющая роль и носильщика, и домработницы, и сестры. Иллария тащит из последних сил тяжеленный чемодан с красками Таисии. Самой Таисии таскать тяжести нельзя, она художник, у нее будут дрожать руки.
Надо сказать, что фамилию для своего главного героя Брагинский взял от русского советского живописца, мастера пейзажа Василия Васильевича Мешкова. Дома у Брагинского висел на стене пейзаж, написанный В.В. Мешковым в тех же местах, где будет писать свои пейзажи в Древнегорске Таисия.
Мешков не только доставил сестер с их багажом до гостиницы, но и уступил им номер своего коллеги Лазаренко, согласившись, чтобы Лазаренко поселился вместе с ним. Свободных номеров в гостинице не было, и Таисия попыталась начать качать права перед администратором, требовать начальство.
И вот таких маленьких шедевров по всей картине разбросано множество. Ни одного проходного эпизода. У самого второстепенного героя может быть две-три реплики в этом фильме, но он запоминается.
Мешков оставляет Илларию у часовщика ждать, когда тот отремонтирует чемодан, а сам отправляется на работу.
И вот с этого момента начинаются мучения Мешкова с чемоданом без ручки, который таскать тяжело и неудобно, а бросить жалко. Речь идет о том, что Иллария полюбила Мешкова с первого взгляда, на пристани, когда он подобрал ее, сестру и очень тяжелый чемодан. За один только такой чемодан можно полюбить даже такого старого, по выражению Таисии, как Мешков. И поскольку Иллария человек открытый и эмоциональный, то она начинает своей любовью преследовать Мешкова
И у Илларии был муж, химик, который ушел к эстрадной певице, солистке ансамбля "Звездочеты", у которой папа генерал с "Волгой" и ноги сто семнадцать сантиметров, что по мнению Илларии очень много. У Мешкова так же была жена, но умерла от рака, он живет с дочерью. То есть оба они уже не дети. Но Иллария, эта "старая дева", начинает откалывать одну эксцентрическую эскападу за другой, которые на фоне пожилого, очень сдержанного и здравомыслящего Мешкова выглядят на грани нервного срыва. Вот, хватанув водки, поет милую детскую песенку Новеллы Матвеевой для Мешкова и его друзей.
И Мешков всю эту обрушившуюся на него любовь воспринимает, как досадное недоразумение. Его вполне устраивает его нынешнее состояние одинокого мужчины, постоянно мотающегося по командировкам, имеющего уже взрослую дочь, которую надо выдать замуж за приличного молодого человека. Зачем ему эта сумасшедшая женщина, эта Иллария Павловна со своими африканскими страстями.
Вот тут надо отметить просто выдающуюся игру Ольги Антоновой, которая прошла по очень тонкой грани, чтобы у нее не получилась какая-то психически больная, влюбленная полудурочка. А Глузский в меру своих сил старается не портить этот бенефис Антоновой. Весь фильм построен на Ольге Антоновой и в нем ей очень удачно ассистируют не только Глузский, но и Людмила Аринина с Михаилом Даниловым. Про игру этих двоих нужно писать по отдельной статье. Так она филигранна.
В общем, любовь Илларии к Мешкову можно воспринимать именно как без ручки чемодан, который тащить Мешкову тяжело и очень неудобно, но и бросить жалко, так как он, как настоящий мужчина, не может грубо обидеть женщину. Хотя и без грубости у него не получилось, когда Иллария буквально вцепилась в поезд, который увозил Мешкова в Москву, а она оставалась в Древнегорске, и Мешков спихивал ее со ступенек вагона, чтобы она не поехала с ним.
И решил Мешков, что избавился он от этой, совершенно не нужной ему, обузы, но не тут было. Иллария пообещала Таисии, что в Москве достанет его из-под земли.