17 мая 1988 года во время земляных работ на территории правительственного здания у Спасских ворот военными строителями был обнаружен Большой кремлевский клад разнообразных серебряных украшений домонгольского времени. Фундамент здания 30-х годов нашего века архитектора И. И. Рерберга встал буквально в сантиметрах от сокровища, но не задел его. Клад был зарыт в яму, затронувшую материковый песок. Обнаружили клад на глубине 5 метров. Это были настоящие сокровища княжеской казны. Триста предметов из серебра были сложены в деревянный ларец с двумя медными ручками. От него остались лишь мелкие кусочки истлевшего дерева и позеленевшие ручки.
Большой кремлевский клад серебряных украшений XII — начала XIII века входит в десятку самых крупных и интересных комплексов, когда-либо находимых в древнерусских городах.
Кремлевский клад оказался очень интересным и разнообразным по составу вещей. Но основу его составляют изделия древнерусских ювелиров.
В кладе находились, помимо прочих вещей, украшения головного убора знатной русской женщины - височные кольца — их в кладе двадцать шесть экземпляров.
Бусины изготовлены в технике скани и зерни. Эти кольца с бусинами разных типов подвешивались с двух сторон на головной убор у висков.
По этому же принципу носили и колты. Это полые подвески в виде шестилучевых звезд, которых в кладе оказалось шесть пар. Колты являются одним из самых сложных по конструкции головных украшений древности. Лучи, завершенные крупными полыми шариками, крепились к центральному барабану, как и лунница-держатель с дужкой для подвешивания изделия к головному убору.
Лучи колтов украшены 5-6 тысячами шариков зерни. Каждое зернышко серебра сидит в своем гнезде-колечке, едва видимом невооруженным глазом.
К одним из очень редких головных украшений домонгольского времени на Руси относятся рясны, которых известно на сегодня чуть более десятка целых экземпляров. В их число входит и пара рясен из кремлевского клада 1988 года. Все они представляют собой навершие - конус с прикрепленными к нему длинными цепочками, звенья которых перемежаются полыми бусинами. Концы цепочек завершаются каплевидными подвесками. Конус снабжен подвижным кольцом для подвешивания изделия к головному убору, украшен зернью и сканой проволокой как и бляшки; бусины позолочены. Донышко конуса оформлено орнаментом из мельчайших колечек, скомпонованных в радиальные полоски.
В кладе содержались также аграфы, 2 связки по 9 аграфов. Аграф представляет собой конструкцию из скрепленных серебряной проволокой слегка согнутых дужек с насаженными на них тремя бусинами. Дужки имеют завернутые в трубочки раскованные концы, в которых часто сохраняются кусочки проволоки. Именно этими концами изделие крепилось к какой-то основе. Видимо, аграфы служили украшением какого-то головного убора.
В составе клада были также бармы - набор из круглых медальонов и бус. Они состоят из шести круглых, слегка выпуклых пластин, украшенных изображениями в технике гравировки и черни на центральном поле и позолотой по краю изделия (бусина-держатель каждой из них также покрыта золотом). Четыре медальона несут на себе изображения очень распространенного тогда сюжета — процветших крестов. Два — более редкие в древнерусском прикладном искусстве фигуры архангелов в полный рост.
Подвески с крестами-самые большие в наборе (их диаметр 9, 8, 8 и 7,5 см); с архангелами имеют диаметр 6,5 см. Центральным в бармах был самый большой медальон c изображением процветшего креста, по бокам от него, отделенные бусинами, размещались два чуть меньшего размера, далее, почти на плечах, находились подвески с архангелами. Шестой медальон, судя по всему, завершал украшение на спине. Предполагается, что бармы были знаком княжеского достоинства.
В кладе также найдены 7 гривен. Не все из них сохранились полностью, но даже обломки позволяют представить, как вещи выглядели, когда были целыми. Есть среди них плетеные и витые из нескольких серебряных проволок, причем иногда гривну еще дополнительно украшала тонкая сканая проволочка.
Клад домонгольских ювелирных изделий поражает и тем, что в нем оказались украшения, до сих пор не встречавшиеся в археологическом материале древнерусских городов. Среди нагрудных предметов — это полые серебряные подвески, напоминающие по форме жуков (их еще иногда называют рыбовидными), сделанные из двух пластин. В кладе десять таких подвесок, причем сохранность их оказалась идеальной. Интересно, что эти подвески владельцу сокровищ достались, вероятно, по наследству - в то время на Руси они не изготавливались, да и в стране происхождения - Швеции - они тоже были анахронизмом. Дело в том, что такие серебряные подвески хорошо известны на территории Швеции, где они связаны с эпохой поздних викингов (X—XI век). Самой известной находкой среди них являются двенадцать подвесок X века, которые несут на себе изображения мужских усатых лиц. Найдены они были на острове Готланд.
Не менее интересными и ценными в ряду разнообразных нагрудных украшений являются металлические бусы. Они составляют большую группу изделий в кладе — семьдесят восемь экземпляров. Интересно, что металлические бусы крайне редко встречаются на Руси при раскопках или в кладах домонгольского времени. Тем более поражает множество типов этих украшений, попавших в землю Москвы в начале XIII века с другими ювелирными изделиями. Больше всего в кладе круглых
бусин с проволочным пояском и треугольниками из шариков крупной зерни (зернь как-бы приглажена, уплощена). Бусы отличаются размерами, составляя несомненно гарнитур однотипных изделий разного диаметра. Выполнены украшения достаточно грубо, что мастер попытался исправить, позолотив фон бусин. Это придало изделиям нарядность.
Удивительным изяществом отличаются бусы продолговатой формы с четырьмя напаянными в центральной части полусферами. Их концы обмотаны тончайшей сканой проволокой. Полусферы отделены друг от друга короткими кусочками витой проволоки и обведены в месте пайки мельчайшей зернью. Но наибольшей законченностью простой, но очень красивой формы отличаются десять бусин, поверхность которых покрыта мелкой приглаженной зернью. Довольно редко встречаются в археологическом материале ажурные бусины. В кремлевском кладе их две. Сделаны они из толстой витой проволоки и выглядят более массивными по сравнению с известными ажурными миниатюрными бусами из золота.
В много перстней, что необычно для кладов домонгольского времени. Поражает разнообразие типов перстней, среди которых самыми выразительными, пожалуй, считаются печатные. На поверхности щитка этих украшений в кремлевском кладе выгравированы птицы. Таких перстней всего семь. Они отличаются друг от друга не только формой щитка (есть круглые, квадрифолийные и шестиугольные), но и рисунком. Ни одно из изображений ни разу не повторяется. Гравировка выполнена уверенной опытной рукой. Фигуры птиц хорошо вписаны в площадь щитка, и каждая из них отличается своим характером. На круглощитковом позолоченном перстне это гордо выступающая птица с приподнятым процветшим крылом — даже скупо переданная головка свидетельствует о выражении надменности.
Совсем другое изображение птицы на щитке квадрифолийной формы. Это — спокойно стоящая птица с опущенным крылом. На дужках хорошо виден геометрический гравированный орнамент. Не менее интересные и выразительные изображения нанесены на щитки и других квадрифолийных перстней. Единственная в данном комплексе ювелирных изделий золотая вещь - это перстень с гнездом для вставки прямоугольной формы, по краю которого размещена арабская надпись. Она частично стерлась, но текст ее легко восстанавливается, поскольку он является очень традиционной на Востоке благожелательной формулой. Эта красивая фраза звучит так: «Слава и успех, и власть, и счастье, и украшение владельцу сего».
В кремлевском сокровище оказалось, кроме всего прочего, ещё 80 нашивных бляшек для украшения костюма. Все они выполнены в технике тиснения. Изготовление таких тонких рельефных изделий было довольно сложным процессом. Для этого нужны были разнообразные штампы. Только в этом кладе представлены украшения десяти разных форм и размеров. Такие детали могли оформлять и женскую и мужскую одежду по вороту, застежкам, обшлагам рукава, подолу и поясу. Если учесть, что все эти тисненые выпуклые бляшки покрыты позолотой, то можно представить, какую нарядность они придавали костюму, будучи нашитыми на яркую ткань.
К не менее редким деталям одежды относятся и пуговицы, представленные в кладе шестнадцатью экземплярами. Это маленькие серебряные цилиндрики с петелькой для пришивания к ткани костюма, украшенные шариками зерни и полосками сканой проволоки. Скорее всего. В состав клад входят три серебряных слитка-гривны, представляющих северную и южную монетные системы, разделение на которые произошло на Руси в XII столетии.
В кремлевское сокровище попала и рукоять кинжала, изготовленная из моржовой кости. Она отделана по концам серебряными накладными пластинками с гравированным орнаментом. Скорее всего, такой кинжал не являлся боевым, а был знаком статуса владельца, частью парадного костюма, хотя ... .
Любопытна находка ковшика, сделанного из морской раковины, с медной ручкой. Возможно, это был подарок какого-то посольства?
Возможно, этот необычный сосудик использовался для приготовления каких-то лекарств или косметических средств. О ценности изделия говорит тот факт, что оно было спрятано вместе с дорогими ювелирными украшениями — предмет был дорог владельцу.
Итак, клад содержал богатую княжескую казну, спрятанную, скорее всего, в 1238 году с изделиями русских, скандинавских и восточных мастеров.
Кто мог оставить сокровище? Предполагают, что его владельцем мог быть внук Всеволода Большое Гнездо, Владимир Юрьевич, сын владимирского князя Юрия Всеволодича, участника битвы с татарами на Сити. Он был удельным московским князем. Монголы захватили Владимира и привели к осаждённому ими Владимиру, и, поставив его и ещё несколько знатных пленников, потребовали открыть ворота города. Правда ли, нет ли, но летописец отмечает, что пленники, в том числе и 19-летний князь, запретили владимирцам открывать ворота города, и были на глазах жителей, стоявших на стенах, в том числе и братьев Владимира Юрьевича, зарублены.
Вернуться за казной, в которой хранились ценности, доставшиеся князю, видимо, по наследству от его деда Всеволода, оказалось некому.
В заключение скажем, что изделия клада свидетельствуют и о высоком искусстве русских мастеров, и об утончённом художественном вкусе заказчиков, и о бережном отношении к памяти о предках - не зря же в кладе были варяжские вещи, попавшие на Русь или со служилыми варягами, или как подарки от скандинавских властителей, с которыми у русских князей были тесные династические связи.