Во время кризиса многие компании оставались на плаву и сохраняли репутацию благодаря продаже доли бизнеса. Те же, кто смог выбраться самостоятельно, видят в привлечении инвесторов возможность выйти на новые рынки сбыта или получить ряд преимуществ в конкурентной борьбе, для них новый совладелец выступает партнером по завоеванию лидерских позиций. Разберемся, в какой ситуации привлечение инвесторов станет верным решением.
- Возможности долгового финансирования ограничены. Кредиторы могут в любой момент отказаться от увеличения кредитных лимитов, и компания упустит благоприятный момент для экспансии на рынке. В этом плане инвесторы имеют преимущество над банками.
- Динамично развивающиеся конкуренты могут стать серьезной помехой компании, вставшей на путь постепенного органического развития. Привлечение инвестора поможет компании справиться с конкурентами.
- Новички, которые только начинают бизнес, не всегда располагают достаточными активами для залога и не могут похвастаться положительной кредитной историей, чтобы обратиться в банк. Если компания перспективная, венчурные инвесторы станут источником необходимого финансирования и разделят с владельцами основные риски.
- Средства, полученные в долг, необходимо вернуть, даже если проект не станет успешным. Финансирование высоко рискованного бизнеса за счет кредитных средств, таким образом, довольно опасная затея.
Это далеко не все причины, которые побуждают владельцев бизнеса продавать часть собственности ради сохранения и развития бизнеса.
Шанс получить кредит в банке зависит от текущего финансового положения компании. Кредитора интересует в первую очередь наши залоговые возможности и бизнес-план. Для инвестора же важнее потенциал проекта, возможности рынка, профессионализм сотрудников и прозрачность бизнеса.
Заинтересованный партнер не только способен привнести в компанию новые финансовые ресурсы и разделить возможные риски. Его вклад в успех может состоять в следующем:
- вы получите доступ к новым технологиям, уникальному оборудованию, нематериальным активам, таким как патенты, лицензии, проверенные на практике приемы и наработки;
- компания сможет существенно экономить на снабжении, логистике, производственных мощностях, дистрибуции и прочем;
- появятся возможности для расширения ассортимента и выхода на новые рынки благодаря выпуску новой продукции и увеличению объемов продаж;
- возможны дополнительные скидки, бонусы, новые деловые и профессиональные знакомства;
- вырастет доля необеспеченного залогами финансирования, например, товарных кредитов и рассрочки, снизится стоимость кредитования;
- появится новый подход к формированию корпоративной культуры, роли руководства и владельцев, свежий взгляд на стратегии развития компании;
- возможен переход на международные стандарты отчетности, менеджмента и аудита;
- возможна помощь в формировании и внедрении эффективной системы мотивации топ-менеджеров, что положительно отразится на работе компании и приведет к росту ее рыночной стоимости;
- ваш бизнес будет защищен от таких серьезных опасностей, как рейдерство, поглощение другими компаниями или неправомерные действия властей
Что ожидать от нового совладельца?
Для инвестора главное – обеспечить возврат вложенных средств. И эта цель хороша для всех участников сделки. Но нельзя забывать и о некоторых сложностях, без которых не обходится появление нового совладельца. Вот только некоторые из них.
- Привлечение внешних инвестиций требует подготовки, а это существенные затраты административных ресурсов, времени и средств.
- Новый инвестор обычно решительно настроен на преобразования и требует от владельцев принятия жестких мер для повышения эффективности работы компании.
- Чем больше собственников, тем сложнее согласовывать проекты. Поиск компромисса может существенно тормозить операционные процессы, особенно если владельцы расходятся во мнениях.
- Велика вероятность, что инвестор потребует пустить большую часть прибыли на реинвестирование, отвлечь часть средств на потребление будет проблематично.
- Велика вероятность, что новый совладелец, желающий контролировать все финансовые потоки, предложит на роль финансового директора высококлассного специалиста из числа своих знакомых, которому он мог бы доверять.
Как и в любых бизнес-проектах, привлечение нового партнера способствует ускоренному развитию компании, но при этом требует значительных финансовых затрат и приложения усилий со стороны руководства и владельцев компании.
Если вы рассмотрели все плюсы и минусы и выяснили, что плюсов больше, пришла пора оценить, насколько компания готова к появлению нового инвестора. Здесь необходимо ответить на 2 вопроса:
- способствует ли привлечение дополнительных инвестиций достижению целей компании?
- что необходимо сделать, чтобы максимально выгодно продать часть бизнеса?
Действительно ли приход инвестора – оптимальное решение?
Продажа доли бизнеса оправдана только в одном случае: если вы рассмотрели все прочие варианты решения поставленных перед компанией задач, и они оказались менее продуктивны. Но чтобы проанализировать все варианты, нужно, чтобы задачи бизнеса были четко обозначены. Если мысль о привлечении инвестора возникла стихийно и только из-за нехватки средств, необходимо прояснить ряд моментов:
- какой именно суммы не хватает?
- рассмотреть все возможности найти деньги другими способами;
- действительно ли привлечение инвестора поможет развитию в желаемом направлении и т.д.
Поиск инвестора не должен быть стихийно возникшей идеей. Это решение следует соотнести с актуальными задачами компании и состоянием рынка. Выбирая путь развития бизнеса нужно полагаться не только на сложные математические расчеты, но и руководствоваться житейской мудростью. Следует оценить возможность усиления позиции существующих конкурентов и возникновения новых, рассмотреть вероятность использования эффекта экономии на масштабе и других перспектив, появляющихся в процессе роста и развития.Каждая компания в процессе роста имеет два варианта развития:
- превратиться в лидера рынка путем расширения бизнеса и поглощения конкурентов;
- оставить лидерские амбиции и развиваться до определенного уровня, а после быть поглощенной лидером.
Владельцам компании нужно иметь четкое представление о перспективах и роли инвестора в случае развития одного из сценариев.
Все прогнозы и мнения в процессе дискуссии необходимо обосновывать и подтверждать данными.
Прогнозируя темпы развития, необходимо учитывать возможности рынка. То есть, в первую очередь нужно оценить динамику темпов роста производства и продаж, будущие потребности в инвестициях и дополнительных вложениях и так далее. К примеру, если рост возможен за счет открытия новых торговых площадок, стоит рассмотреть вариант с франчайзингом. Эксклюзивные соглашения, временные альянсы и франчайзинг способны участвовать в развитии компании не меньше, чем продажа акций. Если же в планах компании расширение продуктовой линейки и рост продаж, возможно, стоит подумать о производстве на стороне.
Есть ли альтернатива?
Итак, анализ показал, что для развития необходимы дополнительные денежные вливания. Прежде чем начать поиск инвестора не забудьте убедиться, что средства нельзя получить из других источников, внутренних и внешних ресурсов. В этом деле весьма полезно будет проверить свои активы, такие как дебиторская задолженность, простаивающие основные средства, товарные запасы и пассивы – кредиты, вексельные программы и прочие.
В результате такой проверки могут всплыть любопытные альтернативы, например, лизинг дополнительного оборудования с небольшим первоначальным взносом, создание совместных предприятий с поставщиками техники, а для каких-то целей возможно получение субсидий от государства или другие формы финансовой поддержки. Следует рассмотреть все предложения и возможности. Порой оказывается, что вариантов много, и привлечение инвестора не самый лучший из них.
Приход инвестора оправдан лишь тогда, когда не найдены другие, более подходящие альтернативы решения поставленных задач.
Если инвестор нужен для привлечения новых технологий, подумайте, можно ли получить франшизу или лицензию? Может, стоит подумать, как поднять уровень знаний собственных сотрудников или принять на работу членов команды предполагаемого инвестора?Если вы хотите усовершенствовать бизнес-процессы, сформировать корпоративную культуру или устранить пробелы в стратегии, имеет смысл нанять консультантов по этим вопросам, заплатив гораздо меньшую цену.
Если цель привлечения инвестора – получить статус «международной компании», можно примерить на себя роль такого «инвестора», создав фирму с соответствующим названием в удобном месте, а позже продать ей долю, использовав сделку в роли информационного повода.
Прежде чем привлекать инвесторов со стороны, нельзя упускать из виду все прочие потенциально возможные виды сотрудничества:
- с фондами поддержки предпринимательства, где можно получить льготный кредит или субсидию;
- с международными фондами, выдающими кредиты и гранты;
- с инвестиционными, социальными фондами, откуда также можно получить финансирование;
- с бизнес-инкубаторами, предлагающими льготные кредиты и услуги;
- с государственным или местным бюджетом, которые тоже в ряде случаев готовы предложить финансирование;
- с компаниями, предлагающими оборудование в лизинг;
- с фондом занятости для льготного финансирования создания рабочих мест;
- с производителями для вложения собственных средств.
Итак, после рассмотрения всех альтернатив собственники приходят к выводу, что только привлечение инвестора может решить все стоящие перед бизнесом задачи. Но остается еще один открытый вопрос: готовы ли они к тому, что больше не будут контролировать бизнес единолично, а каждое решение придется согласовывать с новым партнером?
Стоит отметить, что не все бизнесмены относятся к своему делу только как к механизму зарабатывания денег, для многих их компания – нечто гораздо большее. Такие люди относятся к бизнесу как к объединению близких по духу людей, увлеченных любимым делом, и близко к сердцу принимают все события, происходящие внутри производственного процесса. И им будет совсем не просто принять в этом «клубе по интересам» нового партнера с другими привычками и предпочтениями.
В результате обсуждений должны сформироваться конкретные планы развития, а все альтернативы их воплощения следует тщательно проанализировать. Этот этап очень важен для принятия решения и в целом полезен для компании. Вне зависимости от конечного решения, у вас на руках окажутся данные о найденных скрытых резервах, а в общении с потенциальными инвесторами вы сможете фигурировать конкретными цифрами.
Как не прогадать с ценой
Следующий этап, поиск оптимальной цены, также очень важен. Найти ценовой компромисс – это как суметь оказаться в нужном месте в нужное время, пребывая при этом в нужном состоянии.
Владельцам необходимо учитывать множество показателей: макроэкономические, такие как стоимость денег, заинтересованность инвестора, имидж торговой марки, возможные премии от рынка (например, за первую продажу доли в отрасли или за размер доли) и многие другие.
Какие-то из ваших активов могут особенно заинтересовать инвестора, так, что он будет готов отдать за них больше денег. Это могут быть:
- материальные активы, например, инновационное оборудование;
- уникальные технологии, направленные, например, на повышение экологичности производства или другие нематериальные активы;
- персонал высокой квалификации;
- перспективы получения высокой прибыли при малом сроке окупаемости;
- экономия на масштабах за счет логистики, дистрибуции и прочего;
- наличие субсидий и налоговых льгот, дешевого сырья и трудовых ресурсов;
- использование торговой марки;
- положительная репутация компании на рынке;
- внедрение на новые рынки;
- возможность экспорта.
В этой ситуации очень важно быть готовым к переговорам. Любой инвестор предпочтет купить долю в недооцененной, но перспективной компании с большим потенциалом роста. Задача владельцев – показать все преимущества бизнеса и назначить адекватную цену. Для этого нужно как следует подготовиться к продаже, чтобы у покупателя не было причин рассчитывать на снижение стоимости.
Прицениваясь к компании, инвестор обращает внимание на качество и ассортимент товаров, развитость инфраструктуры и бизнес-процессов, конкурентные преимущества, занимаемую долю рынка и другие аспекты компании, помогающие оценить ее потенциал.Для покупателя доли бизнеса важны:
- прозрачность финансовых потоков и бизнес-процессов, понятная отчетность, эффективная структура управления, реальные, готовые к сотрудничеству собственники, высокий профессионализм сотрудников и развитая корпоративная культура;
- безупречная юридическая чистота ведения бизнеса, соблюдение Гражданского и Налогового кодексов, защищенность от негативных воздействий среды (разделение по разным компаниям центров прибыли, основных бизнес-процессов и активов на случай судебных исков или рейдерских атак), наличие всех необходимых товарных знаков, лицензий и регистраций, отсутствие криминала и позитивный имидж компании;
- наличие четко сформулированного стратегического плана, амбициозные, но достижимые цели (высокой потенциал компании, отрасли и выпускаемой продукции);
- понятная процедура ликвидации компании.
За это инвестор готов платить и нельзя упускать такую возможность.
Оцениваем риск потери
Если какой-то аспект не доработан, появляется риск потери собственности, корпоративных прав или части прибыли. Это будет хорошим поводом для покупателя снизить предлагаемую цену. Дело в том, что российские бизнесмены до сих пор часто игнорируют необходимые формальности, создавая тем самым юридические риски. Такая небрежность может иметь неприятные последствия: привлекательный в целом проект не пройдет по критериям надежности и собственники будут вынуждены снижать цену.
Это традиция пришла к нам из недалекого прошлого, когда бизнес строился с учетом персональных особенностей и стиля управления владельцев, при этом не учитывались возможности его независимого функционирования. До поры до времени это никак не проявляется, но если компания растет, растет и количество внешних и внутренних транзакций, и пробелы в структуре и отчетности становятся тормозом для развития.
Непрозрачность намерений
Если у компании нет эффективного инструментария, чтобы зафиксировать, какую прибыль компании приносит каждая бизнес-единица, этим могут воспользоваться недобросовестные менеджеры в личных целях. Поэтому важно повышать прозрачность бизнеса и грамотно оформлять все бизнес-процессы, чтобы процедура оценки со стороны инвестора прошла гладко.
Из чего же складывается прозрачность бизнеса? В первую очередь это строгая отчетность на всех уровнях, легальность и доступность информации для внешних пользователей. При налаженной системе управления интересы собственников всегда учитываются и стоят выше интересов менеджеров. Этому способствуют грамотно разработанная стратегия, настрой сотрудников на долгую и серьезную работу, отсутствие закулисных игр, которые могут негативно отразиться на прибыли инвесторов.
Чтобы обеспечить прозрачность бизнеса, придется выполнить ряд действий:
- разместить в средствах массовой информации данные об учредителях, членах совета директоров, акционерном капитале, менеджменте компании;
- перейти на международные стандарты отчетности (составленные отчеты должен подтвердить независимый аудитор с хорошей репутацией), после чего также разместить ее в СМИ;
- разработать прозрачную налоговую политику, при этом сохранив некоторую ее гибкость;
- внедрять современные бизнес-технологии, повышать уровень корпоративного управления.
Все эти мероприятия нуждаются в серьезном финансировании, да и времени на их реализацию уйдет немало. Только на внедрение международных стандартов финансовой отчетности придется потратить несколько месяцев, да и работа привлеченных специалистов стоит немало. А если инвестор пожелает ознакомиться с отчетностью за последние 2-3 года, долгожданный момент подписания контракта может отдалиться еще на неопределенное время.
Будут ли оправданы большие затраты?
Привлечение независимого аудитора с хорошей репутацией также обойдется недешево. А если браться за реорганизацию всей корпоративной структуры, нужно быть готовым потратить на это несколько месяцев и расстаться с десятками тысяч долларов. Да и внеплановые проверки компаний, подлежащих ликвидации, несут в себе риски дополнительных расходов.
Еще одна статья расходов – внедрение во все бизнес-процессы системы менеджмента качества ISO 9000. Ну и нельзя забывать, что полная прозрачность чаще всего означает повышение налоговых платежей и, как следствие, снижение прибыльности компании.
Но в результате вы получите совершенно новую инфраструктуру, с которой будет гораздо проще расти и развиваться.
Вдохновляемся примерами
На рынке наверняка найдутся компании, добившиеся успеха путем разработки эффективной системы корпоративного управления. Их рыночная капитализация быстро растет, бизнес выходит на иностранные рынки капитала и начинает привлекать менеджеров международного уровня. Вдохновившись подобными результатами, начинаем планировать соразмерный задачам бюджет и временные затраты. Важно также перед вступлением в диалог с потенциальным инвестором выяснить ряд деталей.
Какой инвестор нам нужен
Деньги – самый ликвидный ресурс, поэтому владеющие им инвесторы оказываются в выигрышном положении: у них гораздо больше выбор потенциальных партнеров, откуда следует возможность диктовать свои правила собственникам бизнеса.
Но не у всех инвесторов равные требования к прозрачности бизнеса. И не следует в поисках выгодных инвестиций раскрывать свои карты перед всем рынком. Тем более, что это может быть опасно: если под маской инвесторов окажутся рейдеры и получат конфиденциальные сведения об активах, высшем менеджменте и акционерах, финансовых схемах и возможных конфликтах в коллективе, это поможет им перехватить контроль над основными активами компании или над всем бизнесом.
Поэтому предоставлять сведения нужно осторожно: только определенному инвестору и только в необходимом для принятия решения объеме. Для этого необходимо четко представлять, какие именно вложения необходимы бизнесу, и какого рода инвесторы могут заинтересоваться вашим бизнесом.
В зависимости от целей и возможностей, всех потенциальных инвесторов можно разделить на несколько видов:
- венчурные инвесторы;
- портфельные или финансовые инвесторы;
- стратегические инвесторы;
- массовые инвесторы (появляются в результате IPO или SPO).
Венчурный инвестор
Это компания, финансирующая бизнес-идеи и уже существующие проекты, находящиеся на начальном этапе и обладающие большим рыночным потенциалом. В целях получения максимального дохода эти инвесторы готовы брать на себя максимальный риск. Успех венчурной компании зависит от умения определить и максимально раскрыть потенциал проекта, сопровождая его вплоть до продажи стратегическому инвестору или реализации акций путем IPO. Компания, нацеленная на привлечение венчурного инвестора, должна быть готова предоставить ему готовый бизнес-план развития и коллектив профессионалов, способный это план реализовать.
Преимущества венчурного инвестора:
- он оказывает помощь в разработке стратегии развития и принятии важных решений;
- он предоставляет среднесрочный капитал;
- привлечение венчурного инвестора не требует от предприятия больших затрат.
Недостатки:
- венчурный инвестор не является специалистом в сфере деятельности компании, поэтому не сможет помочь техническими знаниями или поделиться перспективными ноу-хау;
- он постарается реализовать свои акции в течение 2-3 лет;
- он ожидает высокой нормы отдачи от вложенных средств, и будет требовать ее от бизнеса;
- как правило, он покупает большую долю акций компании и опционы на еще больший объем.
Стратегический инвестор
Это компания, которая приобретает контрольный пакет акций, чтобы принимать активное участие в процессе управления либо полностью контролировать бизнес. Как правило, в роди стратегического инвестора выступает компания-лидер в своей отрасли, деятельность которой напрямую или косвенно связана с покупаемым активом. Такая компания имеет большой практический опыт в данном секторе и знает все его нюансы.
Стратегическим инвестором может стать:
- производство, которое работает в той же отрасли промышленности и хочет расширить направления деятельности;
- компания из другой отрасли промышленности, которая хочет более эффективно использовать свои активы;
- финансово-промышленная группа, нацеленная на развитие стратегических связей.
Стратегический инвестор покупает бизнес как часть рынка, тем самым укрепляя свой маркетинговый потенциал. Среди его стратегических задач может также быть покупка эффективных технологий, снижение производственных издержек и рисков, доступ к каким-либо льготам и преференциям либо борьба как с имеющимися, так и возможными конкурентами.
Отраслевой стратегический инвестор
Такой партнер приносит в компанию не только денежные инвестиции, но и свежий взгляд, новые технологии, профессиональную команду и помогает расширить рынки сбыта. Хотя, как показывает практика, первостепенными для отраслевого инвестора все же являются собственные задачи на новом рынке. Поэтому, возможно, ему будут интересны лишь некоторые технологии и активы, такие как каналы дистрибуции, ряд преференций и т.д. А инвестировать он постарается не столько финансово, сколько с помощью оборудования или своей продукции, увеличивая, таким, образом, собственный сбыт. Поэтому, если ваша компания нацелена на лидерство в отрасли, привлечение стратегического инвестора из той же области бизнеса вряд ли поможет приблизиться к цели.
Редко когда продукция, выпущенная совместно, становится успешной на новых рынках и при этом не конкурирует с продуктом инвестора. Поэтому развивать вновь приобретенный бизнес «стратег» будет лишь при условии, что это поможет сократить сопутствующие вхождению на новый рынок расходы.
Привлечение стратегического инвестора будет выгодно для собственников компании, успешно функционирующей в похожей или смежной отрасли, которые решили продать контрольные доли и предоставить новому совладельцу тотальный контроль над бизнесом. В этом случае инвестор будет уполномочен внедрять любые технологии и принимать важные решения, а порою и привлекать к работе своих управленцев.
Этому покупателю не так интересна финансовая прозрачность бизнеса, он уже составил представление о компании и четко представляет свой интерес в ней. Поэтому предпродажная подготовка должна заключаться не столько в повышении прозрачности, сколько в совершенствовании системы управления, разработке и внедрении эффективной системы мотивации сотрудников, увеличении производительности и увеличении контроля над движением денежных средств.
Преимущества стратегического инвестора:
- такой партнер приносит компании важный опыт и технологические новинки;
- он настроен на долгосрочное сотрудничество;
- может предоставить продукции компании доступ к новым каналам сбыта и выход на новые рынки;
- производственная интеграция нередко приводит к эффекту синергии;
- он, как правило, предлагает более привлекательную, по сравнению с другими инвесторами, цену.
Недостатки стратегического инвестора:
- задачи этого инвестора и владельцев бизнеса не всегда совпадают, поэтому собственники должны четко представлять и разделять цели потенциального совладельца;
- инвестор приобретает существенную часть бизнеса, что может привести к потере контроля и даже смене высшего руководства;
- деловые и культурные привычки руководства компании и нового инвестора могут сильно различаться;
- на поиски инвестора может уйти много времени и денег.
Финансовый или портфельный инвестор
Это инвестор, приобретающий высокодоходный актив, чтобы позже его с выгодой перепродать. Обычно такие компании не покупают контрольный пакет, не участвуют в разработке стратегии и не стремятся управлять бизнесом. Однако предпочитают иметь представительство в совете директоров для того, чтобы оказывать определенное влияние на принятие стратегически важных решений. Покупая акции компании, они рассчитывают в дальнейшем перепродать их, в том числе и стратегическому инвестору.
Для финансового инвестора важно, чтобы объект инвестирования приносил прибыль не ниже запланированной, и он получал максимальную отдачу от своих вложений. У него нет цели ликвидировать покупаемый бизнес как потенциального конкурента, да и возможности такой нет, так как он не обладает необходимыми рычагами.
Как и банку, портфельному инвестору важны показатели рисков, но, в отличие от кредиторов, он не требует залога и готов вкладываться в более рискованные проекты.
Если портфельный инвестор достаточно активен, он начинает работать совместно с менеджерами компании над повышением капитализации бизнеса, участвовать в разработке мер по повышению прозрачности (оптимизация финансовых потоков, внедрение международных стандартов в систему менеджмента и корпоративную структуру). С помощью своего опыта, возможностей и деловых связей, он может быть весьма полезным и содействовать развитию компании.
Что интересует портфельного инвестора?
Для того чтобы заинтересовать финансового инвестора, необходимо предоставить ему информацию, подтверждающую динамический рост компании, и разработать стратегический план удержания и расширения доли рынка сбыта. Такой партнер – инвестор с опытом, и может помочь в разработке подробного плана, но прежде он должен убедиться, что у руководства присутствует стратегическое видение.
Чаще всего в роли портфельного инвестора выступают фонды прямых инвестиций. У них есть свои критерии минимальной доходности, которые должны присутствовать у приобретаемого бизнеса. В первую очередь инвестор обратится в сторону успешного проекта с налаженным производством и перспективами дальнейшей капитализации, готового перейти на новый виток развития при условии вложения в него дополнительных средств. Полученные от нового партнера ресурсы следует потратить на обеспечение производства оборудованием, покупку новых технологий, поглощение конкурентов, совершенствование системы сбыта, т.п.
Дополнительно анализируется, сможет ли компания выйти на лидерские позиции в отрасли, каковы ее конкурентные преимущества, достаточно ли компетентен руководящий состав, насколько реалистична ее стратегия развития и прозрачна корпоративная структура.
Найти и удержать
Если ваш бизнес достаточно перспективен и прозрачен (а в противном случае портфельный инвестор вами просто не заинтересуется), то вы получите необходимое финансирование без попыток контролировать управленческие процессы. Портфельный инвестор начинает активно действовать, только если в реализации представленной ему стратегии происходит сбой.
Привлечь такого инвестора можно только совокупностью трех факторов: адекватное соотношение доходов и рисков компании, гарантии частной собственности и отсутствие проблем с последующей реализацией акций. Компания готова к приходу такого партнера, если она достаточно прозрачна и понятна для инвестора и рынка.
Преимущества финансового инвестора:
- он предоставляет бизнесу среднесрочный капитал;
- он не пытается управлять компанией;
- он приобретает скромную долю в капитале компании, которой недостаточно, чтобы существенно влиять на принимаемые руководством решения.
Недостатки финансового инвестора:
- финансовый инвестор чаще всего является новичком в отрасли и не привносит в проект новые технологии и перспективные ноу-хау;
- он ожидает высокой отдачи от вложенных средств;
- стремится продать свою долю через несколько лет после приобретения;
- для получения таких инвестиций необходима долгая подготовка, включающая оценку системы менеджмента и инвестиционного предложения, проверку финансовых отчетов, продукции и рынка и т.п., все расходы на которую несет само предприятие.
IPO
IPO (Initial Public Offering) – не что иное, как розничная продажа акций компании портфельным инвесторам. Чтобы реализовать акции через IPO, бизнес должен обладать достаточной прибыльностью, устойчивостью и иметь хорошую репутацию на рынке. Акции реализуются неограниченному числу лиц для того, чтобы фиксировать полученную перед этим прибыль от роста компании и чтобы покинуть бизнес. К тому же присутствие акций на бирже способствует росту их ликвидности, и в будущем небольшие доли собственности можно будет спокойно реализовывать, не привлекая других акционеров, либо организовывать новые эмиссии.
Преимущества IPO:
- контроль над бизнесом остается в руках владельцев компании;
- на предприятие привлекается долгосрочный капитал;
- благодаря массовой продаже акций создается репутация открытой публичной компании; нет установленной нормы отдачи от вложенной суммы.
Недостатки IPO:
- все, чем IPO может содействовать развитию предприятия – это деньги;
- при продаже акций неограниченному числу лиц возникает риск корпоративного шантажа;
- публичность требует больших затрат на проведение аудита, PR, IR, внесение в реестры и проч.
На разных стадиях развития бизнеса требуются разные типы инвесторов. На начальном этапе велика вероятность прихода венчурного инвестора, когда же компания начинает активно развиваться, можно начинать готовиться к привлечению портфельного.
Стратегическое инвестирование будет полезно в период роста, чтобы продвинуть компанию на новый уровень и расширить рынки сбыта. На этапе стабильного развития подойдет IPO.
Что касается величины вложений, больше всего инвестиций поступает от IPO, стратегические инвесторы внесут чуть меньше, следующими по сумме инвестиций идут портфельные и венчурные инвестиции. То есть, чем моложе компания и больше риск, тем меньше приток ресурсов, на который можно рассчитывать.
Чтобы найти нужного инвестора и грамотно преподнести ему возможности компании, необходимо представлять, что именно в ней может заинтересовать предполагаемого партнера, изучить всю доступную информацию о нем и о его оперативных и стратегических планах. Постарайтесь определить его стратегии поведения на рынке, узнать, каковы его приоритеты и почему он хочет участвовать в капитале компании.
Узнав цели инвестора, вы сможете определить, к какому типу он относится.
- если он хочет укрепить свои позиции на рынке и приобретает активы конкурентов в дополнение к своему бизнесу – перед вами стратегический инвестор;
- если в приоритете у него получить информацию о технологиях, поставщиках и потребителях компании – это венчурный или стратегический инвестор;
- если он хочет инвестировать свободные средства с целью участия в успешном бизнесе, ищет компании с недооцененными активами – это финансовый инвестор или IPO;
- инвестор, ставящий перед собой протекционистские цели, такие как сохранение стабильности и емкости рынка, недопущение на рынок потенциальных конкурентов, - венчурный или стратегический;
- если он стремится к налоговым или каким-то другим льготам и преференциям, хочет получить доступ к новым возможностям – это венчурный, стратегический или финансовый инвестор.
Независимо от типа инвестора и его целей, правильная подготовка бизнеса предусматривает:
- четкую, реалистичную стратегию развития;
- прозрачность корпоративной структуры и всех бизнес-процессов;
- открытость структуры собственности;
- грамотную оценку активов, пассивов и финансовых результатов;
- сплоченную команду, которая сможет убедить инвестора в перспективности компании.
Продать можно все. Дело в цене
Потребность в инвестиционных средствах может возникнуть у любой компании на каждом из ее жизненных циклов. Больше всего дополнительные финансовые вливания требуются в процессе становления проекта. На старте риски, как и возможности, максимальны, и многие компании предпочитают разделить их с привлеченными партнерами. Нужны они и на этапе стремительного развития, когда собственных средств часто не хватает для получения максимального результата.
Чтобы привлечь инвесторов, потребуется сильная команда профессионалов: консультантов, аудиторов, юристов и других специалистов, непосредственно участвующих в предпродажной подготовке. Чтобы узнать, готовы ли собственники к продаже доли бизнеса, мы задаем им следующие вопросы.
- Готовы ли вы частично потерять контроль над бизнесом, и если да, то насколько?
- Есть ли в разработанной компанией стратегии развития место для появления инвестора? Если да, то какого именно?
- Будет ли приход инвестора полезен для развития технологической составляющей бизнеса, сможет ли он привнести новые технологии, патенты, ноу-хау?
- Насколько оправданы расходы на подготовку бизнеса к продаже и на поддержание требуемой прозрачности? Перекроет ли их увеличение доходности, вызванное приходом инвестора?
- Насколько защищена компания юридически? Все ли документы правильно оформлены?
- Готовы ли вы тому, что новый совладелец будет влиять на принятие решений, и вам придется тратить дополнительное время на согласования и поиски компромисса?
- Как привлечение инвестора повлияет на систему управления персоналом, появятся ли дополнительные кадровые риски?
- Готовы ли вы к увеличению прозрачности и публичности компании и возникающим при этом внешним коммуникациям?
Инвесторы никак не рекламируют себя на рынке и при выборе объекта инвестирования доверяют только надежным источникам, имеющим формальное подтверждение интереса компании к сторонним инвестициям. Поэтому о вашей готовности к приходу нового партнера они должны узнать именно из таких источников. Для этих целей существует технология, именуемая «investor relations» (IR). Она направлена на налаживание эффективной коммуникации между компанией, инвесторами и другими партнерами.
В основной инструментарий IR входят:
- составление ежеквартальных и годовых отчетов;
- регулярные контакты с финансовыми СМИ, составление пресс-релизов, объявлений о новых продуктах, корпоративных событиях, назначениях и увольнениях;
- брифинги для целевой аудитории;
- встречи руководства компании с аудиторией на различных мероприятиях;
- презентации финансовых результатов, инвестиционных программ и многое другое.
Это эффективный способ наладить отношения с инвесторами и акционерами, а также укрепить связи с партнерами компании.
Новая философия
Такая коммуникация вносит большие изменения в саму философию стратегического управления бизнесом. Увеличение прозрачности и публичности бизнеса приводит к упорядочиванию бизнес-планирования. Разработка и регулярное обновление бизнес-планов превращается в действенный инструмент достижения целей. Больше внимания уделяется отчетности – ее необходимо формировать в срок и подтверждать у авторитетного аудитора.
Некоторые собственники изначально организуют бизнес с целью последующего привлечения стратегических или финансовых инвесторов, чтобы в итоге продать их с наибольшей выгодой. Деятельность некоторых предпринимателей целиком посвящена такому бизнесу. Есть и такие, кто умеет в нужный момент «подтянуть» нужные показатели и с успехом этим пользуются.
Готовы ли вы?
Поиски инвестора, оценка готовности компании к приходу нового партнера и подготовка необходимой документации – сложный процесс, и здесь не обойтись без профессиональных посредников. В роли посредников выступают специалисты, которые представят предприятие потенциальному инвестору, ознакомят его с положением компании на рынке, основными конкурентами, ассортиментом, системой менеджмента, активами и финансовой отчетностью и сделают это так, что у инвестора не останется сомнений в правдивости информации, надежности и перспективности компании.
Но произвести первоначальную оценку готовности компании к приходу инвестора, а также начать предпродажную подготовку вы можете самостоятельно. Проведя такую работу, вы в любом случае окажетесь в выигрыше: либо подготовите компанию к продаже, либо обнаружите скрытые резервы и повысите эффективность бизнеса даже без продажи доли собственности.
Сайт: https://bigbusiness.one/
Телефон: 8 (800) 775 26 55
Почта: mail@itp.one