Найти тему
MAD TOSBY

«Страна Лавкрафта»: Тревожная матрёшка

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Го­вард Лав­крафт, ред­ко и не очень мет­ко пе­рено­симый на эк­ран, воз­вра­ща­ет­ся. О се­ри­але HBO и дол­гом пу­ти пи­сате­ля к зри­телю рас­ска­зыва­ет Ан­тон Чек­лу­ев

Оп­ре­делить, нас­коль­ко хо­рошо по­лучи­лась «Стра­на Лав­краф­та» (2020), так же неп­росто, как од­нознач­но приз­нать Го­вар­да Лав­краф­та (1890 — 1937) блес­тя­щим ав­то­ром. На­писав мно­жес­тво рас­ска­зов и по­вес­тей, при жиз­ни Лав­крафт не из­дал ни од­ной кни­ги и пе­чатал­ся в жур­на­лах. Вряд ли кто-то бу­дет ут­вер­ждать, что уро­женец Про­виден­са умел мас­тер­ски дер­жать вни­мание чи­тате­ля, под­го­тав­ли­вая креп­кий ске­лет для бу­дущих эк­ра­низа­ций. Ли­тера­тура Лав­краф­та — это 40% мас­терс­тва и 60% эк­заль­та­ции, ос­но­ван­ной на собс­твен­ных кош­ма­рах, скры­тых от зна­комых и труд­ных для объ­яс­не­ния. Пре­иму­щес­тво лав­краф­тов­ской про­зы в не­выму­чен­ном ис­крен­нем бе­зумии, ло­ма­ющем чет­вёртую сте­ну меж­ду чи­тате­лем и внут­ренним ми­ром ав­то­ра, ко­торо­му по­тус­то­рон­ние тва­ри на­чина­ют шеп­тать, пог­ру­жая то­го в кош­мар, сто­ит лишь не­надол­го прик­рыть гла­за. Раз­де­лить это бре­мя с чи­тате­лем, воз­можно, и бы­ло его глав­ной целью. Пу­га­ющее, ос­но­ван­ное на собс­твен­ных ви­дени­ях и гал­лю­цина­ци­ях стол­кно­вение мел­кой час­ти­цы в фор­ме че­лове­ка с не­объ­яс­ни­мым кос­мо­сом, в ко­тором пла­ва­ют древ­ние бо­ги, зас­тавля­ло во вре­мя проч­те­ния ве­рить, что это не пи­сатель шеп­чет, а сви­детель. Нез­на­читель­ные дей­ствия тва­рей от­ра­жа­ют­ся в жиз­ни ма­лень­ко­го без­за­щит­но­го пер­со­нажа не­объ­яс­ни­мыми пос­ледс­тви­ями и пос­те­пен­но пог­ру­жа­ют в ши­зоф­ре­нию. Че­ловек пе­ред ха­осом не­ося­за­емо­го ужа­са ста­новил­ся глав­ным объ­ек­том по­ис­ка, в ко­торый Лав­крафт приг­ла­шал без чёт­ко­го пла­на и струк­турнос­ти.

Лав­крафт всег­да был тру­ден для эк­ра­низа­ции, ров­но так же, как и приз­нанные мас­те­ра ли­тера­туры, та­кие как Габ­ри­эль Гар­сиа Мар­кес или Лев Тол­стой. Его рас­ска­зы час­то из­бе­га­ют клас­си­чес­ко­го сю­жета, ос­но­выва­ясь на вос­по­мина­ни­ях, кош­ма­рах и абс­трак­ци­ях, уво­дящих чи­тате­ля в без­дну не­пони­мания и тре­воги. Ар­мия его фа­натов, пок­лонни­ков куль­та Ктул­ху и Аза­тота рас­тёт, о нём мно­гие го­ворят, но нем­но­гие то­ропят­ся пе­рено­сить на эк­ран. Фе­номен Лав­краф­та — в соз­да­нии сво­еоб­разно­го ис­точни­ка идей и об­ра­зов, нар­ра­тивов, что пла­ва­ют, слов­но мно­гог­ла­зые шог­го­ты, поз­во­ляя чер­пать вдох­но­вение, не за­ботясь об ав­тор­ских пра­вах, чем и за­нима­лись та­кие мэт­ры, как Сти­вен Кинг, Джон Кар­пентер и Дэ­вид Линч. Его поч­ва — пласт куль­ту­ры, где, нап­ри­мер, от­лично се­бя чувс­тву­ют иг­ры. Гейм-ди­зай­нер Хи­дета­ка Ми­яд­за­ки соз­дал став­шую куль­то­вой сверх­слож­ную иг­ру Bloodborne, воп­ло­тив об­ра­зы про­из­ве­дений Лав­краф­та и на­делив вы­мыш­ленный го­тичес­кий го­род ней­траль­ным при­сутс­тви­ем так на­зыва­емых Ве­ликих, древ­них монс­тров, нез­ри­мых для обыч­но­го че­лове­ка.

По­хожих при­меров очень неп­ло­хих игр с де­сяток, но ки­но в этом пла­не по­вез­ло мень­ше. Не ба­лу­ющий чёт­кой по­вес­тво­ватель­ной струк­ту­рой «лав­краф­тов­ский ужас» не по­родил ни од­но­го кас­со­вого хи­та, ос­тавшись в обой­ме ма­ло­из­вес­тно­го треш-хор­ро­ра, да­леко­го от боль­шо­го эк­ра­на. Сре­ди за­поми­на­ющих­ся эк­ра­низа­ций — «За­кол­до­ван­ный за­мок» (1963) ве­лико­го Род­же­ра Кор­ма­на и «Да­гон» (2001) Стю­ар­та Гор­до­на, об­разцо­вые b-хор­ро­ры, ко­торые точ­но най­дут свое мес­то на пол­ке за­яд­ло­го ки­нома­на и лю­бите­ля «Та­ран­ти­но от стра­шилок», но не про­рубят вы­мучен­ную до­рогу к мас­со­вому зри­телю из ар­тха­ус­ной Но­вой Ан­глии. Са­мой ин­те­рес­ной из эк­ра­низа­ций яв­ля­ет­ся сти­лиза­ция под не­мое ки­но «Зов Ктул­ху» (2005) Эн­дрю Ли­мана, бла­года­ря чёр­но-бе­лой эс­те­тике пог­ру­зив­шая в вос­при­ятие ужа­са ус­ловно­го сов­ре­мен­ни­ка пи­сате­ля, что ста­ло глав­ным дос­то­инс­твом филь­ма. Ли­ману уда­лось не­воз­можное — прак­ти­чес­ки дос­ловно пе­ренес­ти на эк­ран са­мый уз­на­ва­емый, но да­леко не глав­ный из мно­гочис­ленных рас­ска­зов ав­то­ра. За­вер­ша­ет этот под­земный путь нес­бывший­ся про­ект меч­ты Гиль­ер­мо Дель Тор­ро, ко­торый так и не смог по­лучить фи­нан­си­рова­ние — на эк­ра­низа­цию по­вес­ти «Хреб­ты бе­зумия» (1931). Круп­ные про­дюсе­ры всё еще бо­ят­ся бес­формен­ных тек­стов бе­зум­ца из Про­виден­са, и по­ка ми­фы Ктул­ху ожи­ва­ют толь­ко за счёт эн­ту­зи­аз­ма ярых пок­лонни­ков и ма­лого бюд­же­та, при этом поч­ти всег­да не­удач­но.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Но­вый ви­ток по­пуляр­ности Лав­краф­та в XXI ве­ке на фо­не де­фици­та све­жих идей зас­та­вил до­воль­ство­вать­ся ис­поль­зо­вани­ем его эс­те­тики как прик­ладно­го инс­тру­мен­та, сыг­рав мес­та­ми в луч­шую сто­рону. Из са­мых удач­ных при­меров иг­ры по пра­вилам «лав­краф­тов­ско­го фэн­те­зи» пос­ледне­го де­сяти­летия — пер­вый се­зон «Нас­то­яще­го де­тек­ти­ва» (2014), на­писан­ный Ни­ком Пиц­цо­лат­то. Не­пони­ма­ющий зри­тель раз­би­рал на ци­таты «фи­лосо­фию Мак­Ко­нахи» и се­товал на дег­ра­дацию де­тек­ти­ва, не за­мечая оче­вид­ную иг­ру с ти­пич­ны­ми лав­краф­тов­ски­ми milestones: мас­со­вый ок­куль­тизм, воз­дей­ствие не­объ­яс­ни­мой кос­ми­чес­кой без­дны на соз­на­ние че­лове­ка, пе­ре­ос­мысле­ние вос­по­мина­ний, а так­же пря­мые упо­мина­ния про­из­ве­дений учи­теля Лав­краф­та Ам­бро­за Бир­са, в час­тнос­ти ми­фичес­кий го­род Кар­ко­за. И ес­ли у Пиц­цо­лат­то по­лучил­ся не­види­мый ше­девр, у Ро­бер­та Эг­герса в филь­ме «Ма­як» (2019) уже оче­вид­ный Лав­крафт — за­иг­ры­ва­ющий с обо­жа­емы­ми мор­ски­ми тва­рями, сно­виде­ни­ями, пер­со­наль­ным бе­зуми­ем и ат­мосфе­рой Но­вой Ан­глии. Впро­чем, эту по­ляну в «Ма­яке» де­лят не­мец­кий экс­прес­си­онизм и Ин­гмар Бер­гман. В лю­бом слу­чае пе­ред на­ми две са­мые удач­ные кос­венные эк­ра­низа­ции «лав­краф­тов­ских ужа­сов», до­шед­шие до ши­рокой пуб­ли­ки.

И вот на го­ризон­те по­яв­ля­ет­ся Джей Джей Аб­рамс — один из глав­ных адеп­тов блок­басте­ра, идей­ный ви­зи­онер, пос­леднее вре­мя не ува­жа­ющий ни при­чин­но-следс­твен­ные свя­зи, ни глу­бокую дра­матур­гию, ни смысл, о чём сме­ло мож­но су­дить по «Звёз­дным вой­нам: Скай­у­окер. Вос­ход» (2019) — на пер­вый взгляд луч­ший ва­ри­ант для Лав­краф­та. Как ис­полни­тель­ный про­дюсер он объ­еди­ня­ет­ся с Джор­да­ном Пи­лом — ла­уре­атом пре­мии «Ос­кар» в но­мина­ции «Луч­ший сце­нарий» за фильм «Прочь» (2017). Вмес­те они ре­ша­ют внес­ти вклад в под­го­тов­ку гол­ли­вуд­ско­го зри­теля к даль­ней­шей экс­плу­ата­ции ав­то­ра.

Кни­га Мэт­та Ра­фа «Стра­на Лав­краф­та», по ко­торой и де­ла­ет­ся се­риал, выш­ла в 2016 го­ду и так­же яв­ля­ет­ся по­пыт­кой ин­тегри­ровать все­лен­ную пи­сате­ля в удоб­ный кон­текст, раз­вернув под нуж­ным ра­кур­сом ан­ти­расис­ткую по­вес­тку. Не пос­леднюю роль здесь иг­ра­ет мес­то: «Стра­на Лав­краф­та» — это не толь­ко ис­сле­дова­ние «лав­краф­тов­ских ужа­сов», но и со­бира­тель­ный пе­речень то­пони­мов, воб­равших в се­бя ка­нонич­ные чер­ты тём­ной эс­те­тики, то есть вы­мыш­ленный го­род Арх­кхем в шта­те Мас­са­чусетс, ко­торый стал сим­во­лом за­та­ив­ше­гося в ли­цах нез­на­ком­цев зла, Дан­вич, Мис­ка­тоник­ский уни­вер­си­тет, за­тонув­ший го­род Рль­ех, где ве­ками спал бог Ктул­ху. В эти и дру­гие ло­кации Лав­крафт ха­отич­но по­мещал сво­их ге­ро­ев и упо­минал их в про­из­ве­дени­ях, при этом не выс­тра­ивая меж­ду ни­ми сю­жет­ную вза­имос­вязь.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Глав­ный ге­рой се­ри­ала, ве­теран ко­рей­ской вой­ны Ат­ти­кус Фри­мен (Джо­натан Мэй­джерс), так же, как и чи­татель, не зна­ет точ­но­го мар­шру­та. Вер­нувшись в род­ной Чи­каго пос­ле пя­тилет­не­го от­сутс­твия в пер­вой по­лови­не 50-х го­дов, Ат­ти­кус об­на­ружи­ва­ет, что его отец про­пал. Кни­ги Лав­краф­та уже пе­чата­ют­ся. Род­ной и не­уны­ва­ющий на­читан­ный дя­дя Джордж (Кор­тни Б. Вэнс) пред­ла­га­ет нап­ра­вить­ся в за­пад­ные шта­ты на по­ис­ки от­ца Ат­ти­куса. Ста­рая зна­комая Ат­ти­куса и член школь­но­го круж­ка лю­бите­лей тём­но­го фэн­те­зи сог­ла­ша­ют­ся от­пра­вить­ся вмес­те с ни­ми, да­бы не тра­тить вре­мя на по­ис­ки ра­боты в го­роде. По до­роге пут­ни­ки ре­ша­ют кей­сы ра­сиз­ма и встре­ча­ют­ся с су­щес­тва­ми, ко­торых ког­да-то опи­сывал Лав­крафт (и не толь­ко).

С пер­вой се­рии яс­но, что Аб­рамс и Пил по­пыта­лись за­пус­тить све­жий ве­тер. Сю­жет воз­но­сит­ся жан­ро­выми штам­па­ми и бы­товы­ми за­рисов­ка­ми, ко­торые очень ско­ро на­чина­ют де­лить прос­транс­тво с мис­ти­кой и свин­гом. Ис­то­рия раз­ви­ва­ет­ся бур­ны­ми вол­на­ми и по сво­ей ос­но­ве нем­но­го на­поми­на­ет се­ри­ал «Ведь­мак» (2019): вкрап­ле­ния но­вых си­ту­аций и пер­со­нажей, ко­торые на­низы­ва­ют­ся на прик­лю­чения ос­новных ге­ро­ев. На пер­вый план вы­ходит ин­тегра­ция в со­ци­аль­ный кон­текст — воп­ро­сы сег­ре­гации и ра­сово­го не­равенс­тва, ко­торые буд­то и не свя­заны с Лав­краф­том, но пос­те­пен­но сво­дят­ся к ис­сле­дова­нию сов­ре­мен­ни­ков пи­сате­ля с рас­чё­том на то, что глу­бин­ка не ме­ня­ет­ся. А зна­чит — по­лицей­ские спус­тя двад­цать лет всё ещё ис­поль­зу­ют бук­ву за­кона для из­де­ватель­ства над тем­но­кожим на­селе­ни­ем, так же, как и Ор­ден Да­гона не возь­мёт в свои ря­ды аф­ро­аме­рикан­ца. Те­оре­тичес­ки та­кая гриб­ни­ца мог­ла бы вы­рас­ти из опи­сыва­емых Лав­краф­том пер­со­нажей.

В ито­ге по­луча­ет­ся сво­еоб­разный ре­веранс вос­торжен­ной пуб­ли­ке. Свер­хбыстрое раз­ви­тие со­бытий, вя­лая дра­матур­гия, сла­бое рас­кры­тие пер­со­нажей, хо­тя и с не­баналь­ным мак­си­мализ­мом, пе­реп­ры­гива­ние с ци­тиру­емых об­ра­зов на опе­риро­вание слож­ны­ми со­ци­аль­ны­ми проб­ле­мами воз­вра­ща­ют в свет­лые 90-е, ког­да хо­телось про­гулять дет­ский сад, что­бы пос­мотреть оче­ред­ную се­рию «Ге­рак­ла» («Уди­витель­ные странс­твия Ге­рак­ла» (1995 — 1999) — прим. ред). По сво­ей сущ­ности «Стра­на Лав­краф­та» и есть днев­ной се­ри­ал из 90-х, прип­равлен­ный кровью и пра­виль­ной по­вес­ткой.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Тя­жёлое сос­то­яние пси­хичес­ко­го здо­ровья, ко­торое ис­пы­тывал и пи­сатель, и ге­рои его про­из­ве­дений, здесь воз­во­дит­ся в ка­лам­бурную фор­му. Кни­га, мо­жет, и от­ли­ча­ет­ся юмо­ром, од­на­ко кор­ре­лиру­ет­ся это с эс­те­тикой Лав­краф­та очень вы­мучен­но. Ра­зоб­рать­ся в деб­рях бес­формен­ной про­зы, с ко­торой не мог­ли сов­ла­дать пред­шес­твен­ни­ки, ав­то­ры кни­ги и се­ри­ала ре­шили с лёг­кой ру­ки, соз­дав под­рос­тко­вое хор­рор-ро­уд-му­ви и на­ложив на не­го ак­ту­аль­ную по­вес­тку. Од­на­ко ге­рои па­да­ют в па­ути­ну и вы­тал­ки­ва­ют­ся об­ратно: сю­жет об­те­ка­ем, на­сыщен стран­ны­ми урыв­ка­ми со­бытий, буд­то свёр­стан для прос­то­ты и удобс­тва. Всё это неп­ло­хо под­хо­дит для муль­тсе­ри­ала, но не для но­вой по­пыт­ки при­вес­ти пи­сате­ля к ка­чес­твен­но­му ки­нема­тог­ра­фу, хо­тя бы по­тому что его твор­чес­тво не уве­сели­тель­ная про­гул­ка, а сво­еоб­разная жер­тва, и всё свя­зан­ное с ним нель­зя вос­при­нимать без глав­ных пе­ремен­ных — ужа­са не­объ­ят­но­го и по­дор­ванно­го пси­хичес­ко­го здо­ровья. Это ар­тха­ус от ли­тера­туры, ко­торый из­на­чаль­но был соз­дан для то­го, что­бы не пус­тить в не­го уш­лых пос­тмо­дер­нистов и Ин­ди­ану Джон­са, пусть и бо­лее кро­ваво­го, чем обыч­но­.

Все пе­речис­ленные вы­ше при­меры адап­та­ций и эк­ра­низа­ций по­мога­ют по­нять, нас­коль­ко му­чите­лен путь Лав­краф­та на ки­но­эк­ран. Это не раз­го­вор про ми­ровые ше­дев­ры ли­тера­туры, ко­торые не нуж­но эк­ра­низи­ровать, ибо их дос­та­точ­но чи­тать. Это раз­го­вор об од­ном из на­ибо­лее вли­ятель­ных для мас­со­вой куль­ту­ры пер­со­нажей, ко­торый дос­то­ин боль­ше­го при­сутс­твия в са­мом важ­ном из ис­кусств. И в об­щей че­реде прек­ло­нения пе­ред ми­фами Ктул­ху «Стра­на Лав­краф­та» выг­ля­дит обо­соб­ленно и на­тяну­то — это не но­вая сту­пень, а по­ворот в сто­рону или эк­ра­низа­ция без дол­жной люб­ви, с ко­торой, нап­ри­мер, де­лали свои хор­ро­ры ка­тего­рии «Б» Стю­арт Гор­дон и Род­жер Кор­ман. Тряс­ти Лав­краф­та как ком­мерчес­кий про­дукт — то же са­мое, что тряс­ти Его­ра Ле­това и зас­тавлять зу­меров лю­бить его че­рез под­рос­тко­вое ки­но. Не оце­нят ни фа­наты, ни слу­чай­ные про­хожие. Мол­ча­ливые пи­ки крыш Но­вой Ан­глии не тер­пят па­ниб­ратс­тва. Ос­та­ет­ся на­де­ять­ся, что под­ход «пи­сатель внут­ри пи­сате­ля» лишь эк­спе­римент, а не уг­не­та­ющая тен­денция.

«Стра­на Лав­краф­та» (2020): он­лайн с 16 ав­густа.