Здравствуйте! В театрах есть чёткий репертуар и актёры играют одни и те же роли по несколько раз в месяц, а зачастую, и по много лет. Я играл Ивана-Царевича в «Царевне-Лягушке» почти 9 лет, но знаю коллег, которые по 30 лет играют одну роль. Как же актеры не устают от своих ролей и не заигрывают их до бездушного состояния? Расскажу на своём примере и примере моих друзей актёров. Приятного чтения!
Дорогие читатели, вопрос из заголовка статьи - «как актёры играют одну и ту же роль годами?» часто задаётся в комментариях. Действительно, многие актёры играют свои роли по много лет. Более того, часто они держатся за свои роли и не соглашаются на замену, даже если уже совсем на неё не подходят (из-за возраста, веса, перемены стиля и т.д.). Есть у актёров внутренний страх, что если будет мало ролей, то режиссёры могут и вовсе избавится от тебя. Есть, правда, и такие артисты, которым не знакомо явление играть долго одну роль. У меня есть товарищи, которые работают исключительно в антрепризных спектаклях, которые не живут долго (максимум сезон), да и то - у них есть по три состава и за год они играют от силы раз 10-12.
А в обычных репертуарных театрах спектакли живут долго и актёрам приходится играть одни и те же роли. Конечно, постоянно ставятся новые премьерные спектакли, какие-то постановки снимают с репертуара. Но всегда есть спектакли - локомотивы, которые являются визитной карточкой театра, на них всегда хорошие продажи билетов и они особенные долгожители. Кстати, абсолютным рекордсменом по продолжительности жизни в столице является спектакль «Синяя птица», который поставил ещё сам К.С.Станиславский. (МХТ им. Горького, был поставлен 30 сентября 1908). Правда, говорят, от постановки Станиславского мало что осталось. Итак, как же актерам не надоедает играть одну роль много лет?
Я пришел в театр и мне сразу дали роль Ивана-Царевича, которую я играл до момента ухода из труппы более 8 лет. Я очень любил эту роль. Я всегда был на сцене, было сложно физически (много переодеваний, кувырков, боёв и беготни), но актерский ансамбль меня всегда вдохновлял. Да, играли одни и те же слова, события, оценки, но мы с коллегами старались каждый раз придумывать что-то новое. По-другому играть, импровизировать, вдыхать новую жизнь в заигранные сцены. К тому-же, я часто взаимодействовал с маленькими зрителями и часто они своими ответами и действиями создавали спектакль внутри спектакля. Отвечу сразу - чтобы играть и не надоедало, нужно безумно любить своё дело и зрителя. Но, признаюсь вам, что не каждую роль я любил, и в тогда уже все сложнее.
Было у меня несколько ролей, которые я играл всегда с большим стрессом. В них меня ввели за пару репетиций, я не чувствовал спектакль и был не уверен в том, что делаю. Это как управлять автомобилем во второй раз - вроде бы, знаешь куда нажимать и как рулить, но дико волнуешься и весь напряжен. После трёх - пяти спектаклей уже не волнуешься, но понимаешь, что роль абсолютно не моя и я лишь затыкаю собой дыру (уволили артиста). Пытаешься присвоить роль, найти что-то своё и играть с душой, но что-то мешает. Так меня ввели на роль Милона в «Недоросль». Я должен был заменить уволенного артиста, а в итоге играл эту роль 4 года.
Я совершенно не подходил на неё, не чувствовал персонажа и не даже сам не верил себе. Я играл офицера, который ведёт за собой целую армию, героя и взрослого мужчину, а мне было 24 года. Я очень старался, хотел полюбить героя, вложить в него душу, но не смог. Поэтому через спектаклей 10 я играл его на автомате. Стыдно, но ничего не мог с собой поделать. Сейчас я уверен, что никогда не стоит браться за ролл, которая не близка. Зритель чувствует любую халтуру и фальшь, согласны? А если роль твоя, если ты ее любишь и чувствуешь, то хоть миллион раз её играй - не надоест. Как говорили мои педагоги - в каждой роли, даже самой маленькой, можно расти бесконечно! И это так и есть.
Играя Феликса в «Люче», я каждый спектакль всё больше понимал героя, делал для себя новые открытия, рос, как актёр и был счастлив. Ни о каком надоедании и заигранности не было и речи. Мне всегда жаль актёров, которые ноют перед спектаклем: «Опять это играть!», а ещё больше жаль зрителя, который будет это смотреть. Некий автоматизм, конечно, вырабатывается, когда играешь роль долго, но если не вкладывать душу, не искать новое, не развиваться и не жить своим героем, очень скоро наступает ненависть к своей работе.
Надеюсь, что статья получилась понятной. Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите их в комментариях и я обязательно отвечу. Мне очень интересны ваши мнения на этот счёт. Спасибо за ваши отметки «мне нравится»! Подписывайтесь, чтобы не пропускать новые статьи.
Удачи вам и чтобы ваша работа приносила только положительные эмоции!
Автор: Сергей Марочкин