Найти тему

Как вернуть кулана в российские степи

Оглавление
Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Кулан — вид, входящий в Красную книгу России, на сегодня остался лишь на её страницах. Последний кулан на территории России отмечался в 1926 году в Забайкалье. С распадом СССР эти животные стали "иностранцами" — остались только в Казахстане и Туркмении. Но и там они пока крайне немногочисленны.

Непобедимый, быстрый, стремительный

"Непобедимый, быстрый, стремительный" — таково значение монгольского слова "хулан", от которого произошло название дикого обитателя азиатских степей — кулана. Удивительное создание: на осла похож большими ушами и хвостом с кисточкой, а на коня — стройной статью и длинными ногами. Зоологи в один голос утверждают, что кулан отнюдь не осел. Он лошадь. Но в отличие от своих одомашненных "братьев" из рода Equus — осла и коня, кулан так и остался диким — приручить его не удалось на протяжении многих веков. Кулан — рекордсмен в скорости бега: ни лошади, ни ослу, ни зебре не обогнать его, развивающего скорость до 70 км/час. Даже малыши возрастом всего в неделю могут бегать со скоростью 40 км/час.

Эти животные, существовавшие как вид ещё в плейстоцене, в изобилии населяли азиатские степи от Монголии до Прикаспия. Кроме них на первозданных просторах паслись и дикие лошади — тарпаны, могучие быки — туры, сайгаки и дикие верблюды. Степь как естественная экосистема на протяжении тысяч лет формировалась под копытами бесчисленных стад. Но сегодня в естественных степных сообществах уже нет того богатства фауны. Степи зарастают, "захламляются" — накапливающаяся годами сухая травяная подстилка периодически вызывает опустошающие пожары. Это приводит к ещё большей деградации земель и исчезновению типично степных видов растений. Сайгак — последний представитель диких копытных Калмыкии — не способен самостоятельно в одиночку поддерживать естественную динамику экосистем.

Легендарный и неприхотливый

"До XVIII века куланы обитали на территории нашего региона, — говорит директор биосферного заповедника "Чёрные земли" Батаар Убушаев. — Об этом есть свидетельства даже в национальном эпосе "Джангар". То есть это такой же спутник наших предков, как и сайгак. Поголовья сайгаков недостаточно, чтобы формировать степь, и кулан может в этом помочь, заняв собственную экологическую нишу. Эти животные не конкурируют в биоценозе, а наоборот — помогают друг другу. Возвращение кулана в наши степи поможет даже увеличить численность сайгака".

Фото: ru.depositphotos.com
Фото: ru.depositphotos.com

Куланы действительно способны своими копытами разбивать сухой "войлок" отмерших трав, создавая предпосылки к образованию гумусового слоя и возвращению питательных веществ обратно в почву. Куланы могут потреблять в пищу многие виды ядовитых трав, препятствуя их дальнейшему широкому распространению и формируя благоприятные пастбища для других копытных животных. Очень интересно то, что перемену погоды куланы чувствуют за 10–12 часов, а потому всегда успевают найти укрытие до начала снежной бури. При создании устойчивого снежного покрова в зимний период куланы способны прокладывать тропы, "тебеневать", разгребая снег и доставая корм из-под него, тем самым предоставляя доступ к пище другим диким животным, обитающим рядом с ними, — сайгакам, зайцам, серым куропаткам, стрепетам, жаворонкам. Куланы очень неприхотливы к качеству водопоя и могут пить воду с соленостью до 20 г/л., т.е. такую, которую уже практически никто из других копытных не пьёт. Таким образом, реинтродукция кулана в Калмыкии положительно скажется на условиях жизни других редких степных животных, в том числе и сайгака.

Опыт степных соседей

Хороший опыт возвращения кулана в дикую природу имеется в Казахстане. В 1987 году с острова Барса-Кельмес (Аральское море) в Андасайский заповедник в Джамбульской области завезли 53 кулана, через год их число увеличилось почти вдвое. В ноябре 1990 года всё с того же острова Барса-Кельмес доставили ещё 64 кулана. А к 2017 году в Казахстане насчитывалось уже около 3900 куланов, 3417 из них населяют национальный парк "Алтын Эмель". Численность куланов принялась расти так быстро, что зоологи начали работу по переселению части поголовья на территорию государственного природного резервата "Алтын Дала" в Костанайской области, где создан специальный центр реинтродукции, отработана методика перевозки и передержки животных. Основная цель переселения куланов — создание новых группировок вида для повышения общей устойчивости его состояния в Казахстане, а также восстановление полноценности степных экосистем. Опыт казахстанских коллег будет использован и заповедником "Чёрные земли".

Новому дому для куланов быть?

Именно из нацпарка "Алтын Эмель" предполагается привезти куланов в степи Калмыкии. Условия позволяют проекту стартовать со значительного числа особей — 50–80 голов. Зоологи считают, что возможен отлов и перевозка табуна куланов с уже сформированной поведенческой структурой. Это очень облегчит животным "осваивание" на новом месте.

Новым местом жительства для куланов станет федеральный заказник "Меклетинский", часть незаселённых сельскохозяйственных земель к востоку от него и южный участок государственного заповедника "Чёрные земли". Здесь хорошие условия в отношении ландшафта, корма, водопоев. В перспективе здесь возможно создать устойчивую группировку кулана общей численностью до 3 тыс. особей.

Заповедник подготовился и к тому, чтобы местное население отнеслось к проекту с пониманием, для чего провели социологические опросы. Соседи-скотоводы проект поддерживают. Заповедник ждёт и большого интереса среди экологических туристов, натуралистов, фотографов дикой природы.

Обоснование проекта получило высокую оценку среди специалистов различного профиля из ведущих научных институтов России: ИПЭЭ РАН, Института степи Уро РАН, Института географии РАН и других.

Но окончательное слово — за природоохранным ведомством. Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин во время визита в Калмыкию в 2019 году ознакомился с концепцией проекта и предварительно её одобрил. Теперь дело за претворением этих планов в жизнь.