Это произошло в необычный по цифрам год - 1777, три семерки, три счастливых цифры, прямо-таки мистическое сочетание, 4 августа в Лондоне.
Основателем стал, его еще называют “отцом современного цирка”, Филип Астлей, по специальности наездник.
Здравствуйте, вот об этом наш сегодняшний разговор, о человеке необычном, целеустремленном, о его детище.
И о 2 счастливых случаях, которые позволили мечте осуществиться. Но об этом позже.
Цирк, цирк, цирк
Цирк, как вид развлечений, порой жестоких, меряния силой, возник давно, еще в Риме, а, может, и раньше. Но регулярный, постоянный, для которого строятся здания, техническое оснащение, идет именно от Филипа Атслея.
Кто же он такой? С детства он помогал отцу, столяру-краснодеревщику, только идти по его стопам не хотел, поскольку было другое пристрастие - лошади.
Именно поэтому он стал драгуном, служил под началом полковника Элиота. Участвовал в Семилетней войне, за храбрость в 17 лет стал сержант-майором. Совсем, по сегодняшним понятиям, мальчишкой был очень отважным воином, известно, что он спас герцога Брансвика, раненного в бою.
Война закончилась, но приобретенная профессия осталась. Поэтому молодой человек объединил вокруг себя таких же, как сам, наездников и стал выступать с трюками в Европе. Добрались до Германии, и даже до России, это было в 1764 и 1765 годах. Потом последовала Америка.
Вполне логично, что он стал преподавать езду на лошади - открыл школу верховой езды. Она находилась в Лондоне рядом с Вестминстерским мостом. Но человеку творческому просто обучать езде учеников было неинтересно, поэтому после занятий он давал еще и представления, уже за плату.
Что было дальше
А дальше и сами выступления, и помещения, в которых они проводились, приближались к норме, которая существует для цирка сегодня.
Сами выступления усложнялись. Например, он объявил публике, что будет скакать на лошади так, что одна его нога будет находиться в седле, а другая на голове животного, так он и гарцевал. Были и другие сложные трюки.
А для того, чтобы осуществить их, он построил что-то наподобие цирковой арены. И определил с точностью до миллиметра размеры, они существуют и сейчас.
Кстати, само слово “цирк” в переводе с латинского - это круг, однако круг должен иметь определенные размеры. И если раньше это было 62 фута или почти 19 метров, то Филип Атслей на практических тренировках пришел к выводу, что арена должна быть 42 футов или около 13 метров.
Именно таким образом создавалась оптимальная центробежная сила скачущей лошадью, что было наиболее безопасно для наездника. Вычисленный им размер арены стал единым для всех цирков и сегодня.
Постепенно здание обретало свои формы, крышей стал купол. Более наполненным стало и содержание.
И вот цирк зажигает огни
Это случилось, как мы уже упоминали, 4 августа 1777 года. В Лондоне открылся Амфитеатр Эстли. И в нем состоялась премьера - первое по-настоящему театрализованное представление.
Тремя годами позже в Амфитеатре Эстли появились партер, ложа и балкон. Он стал помещением крытым.
Откуда взялись средства у Эстли на создание цирка
Мы упоминали вначале о 2 счастливых случаях.
Первый случай - простое везение. Филип Эстли как-то гулял вдоль Вестминстерского моста и нашел очень дорогое кольцо, вот отсюда и средства.
Или часть средств, потому что был и второй случай. И произошел он тоже на Вестминстерском мосту. Эстли спас короля Георга III. Он остановил на полном скаку его лошадь, которая понеслась и могло произойти несчастье. Георг III очень щедро наездника отблагодарил.
Наверное, судьба вела по жизни отважного основателя цирка и первой цирковой династии. Наездницей была жена Филипа и дети продолжили его дело, которое распространилось и на другие страны - в Европе он открыл 18 филиалов.
К сожалению, все заканчивается, закончилась и эта история. Филип Эстли умер 27 января 1814 года. Его дело подхватили наследники. Однако, амфитеатр во Франции просуществовал до 1826 года, а цирк в Лондоне до конца XIX века.
Такая вот история. Как она вам? И что вы думаете по этому поводу?