Найти тему
Andrey Sidorov

Безопасные сделки на Юла и Авито. Так ли безопасно?

Оглавление

Спешу поделиться практическим опытом. Кого-то этот материал убережет от финансовых потерь. А кто-то улыбнется и пройдет мимо. В любом случае никто равнодушным не останется.

Дистанционное сближение

Такие торговые площадки как «Юла» и «Авито» (далее площадки) с каждым годом в геометрической прогрессии обрастают пользователями: покупателями и продавцами. Удобные сервисы и ничего против не скажешь, однозначно! Сам с супругой их юзаю как в качестве покупателя, так и в качестве продавца. Но факт — пользоваться подобными сервисами, как и любыми другими, затрагивающими финансовый аспект, нужно осторожно. Особенно, когда находишься в статусе покупателя. По крайней мере опишу опыт со стороны покупателя.

Чем дороже приобретаемый товар, тем больше шансов нарваться на мошенников которых с каждым годом на поле онлайн торговли становится все больше.

Грань между положительным и негативным опытом очень тонкая и утратив на миг бдительность легко стать жертвой.

Подозрительно

Для начала составлю перечень обстоятельств, наличие которых должно активировать в вас режим внимательности:

  1. Продавец не подключил к профилю телефон. То есть связаться с ним можно только через сообщения. Это один из сигналов.
  2. Продавец привязал телефон к профилю и своим объявлениям, но не отвечает на звонки и просьбу покупателя — перезвонить, навязывая диалог через чат. Добросовестный продавец ценит своё и время покупателя и сразу предупредит, что говорить может в определенные отрезки времени.
  3. Продавец уклоняется от прямых вопросов. Например, когда покупатель озвучивает просьбу прислать в личку фото чека или иного документа, подтверждающего покупку. Особенно когда в объявлении сказано, что — товар новый и на гарантии! Это симптом.
  4. Продавец без рейтинга и зарегистрировался совсем недавно. Такое бывает нередко, но в случае наличия и других пунктов из этого выше стоит насторожиться.

А совокупность всех этих составляющих в одной конкретной ситуации, это очевидный сигнал к подбору другого продавца. А продолжая рискованный контакт с таким продавцом стоит быть максимально бдительным.

Проблема

К делу. Ситуация с которой столкнулся на практике. Не буду ссылаться на ту или иную площадку, этот алгоритм применим к обеим.

Сценарий 1 Нахожу интересное предложение. Связываюсь с продавцом. Из параграфа про «подозрительность» (в начале статьи) в наличие был пункт — 1. Продавец отвечает не сразу, это нормально. Но если это мошенник, то молчание стратегическое, он анализирует покупателя от которого поступила заявка и подбирает легенду. В моём случае вышло так, что я из Москвы и продавец постарался создать для меня условия при которых мне будет крайне неудобно реализовывать сделку через личную встречу. Ок, допустим.

Далее продавец предложил оформить дистанционную «безопасную сделку», однако, соответствующей кнопки в его объявлении не было.

Образец кнопки у одной из площадок.
Образец кнопки у одной из площадок.

У нормального объявления должна быть такая кнопка. Однако и это не гарант безопасности! Читаем далее.

Продавец сослался на то, что отсутствие кнопки в его объявлении — это какой-то глюк площадки, мол в его аккаунте все условия соблюдены, кнопка должна быть! Внимание – это сигнал! На этом этапе диалог с подобным продавцом можно обрывать и подавать жалобу на объявление!

Но расскажу как было далее.

Продавец попросил мою почту чтобы отправить приглашение на покупку. Мол, это решает проблему. Так делать нельзя! Но, я предоставил почту, предположив, что продавец не врёт. На тот момент это был мой первый контакт с площадкой в 2020 г. Я доверчивый оптимист ;))

На указанную мной почту поступило красиво оформленное письмо с логотипом (под видом письма от площадки). Это подделка! Внимание: проверяйте адрес отправителя где после знака @ скорее всего будет всё, что угодно, но не официальный сайт площадки. Это называется фишинг (почитайте, тем более, если приходится иметь дело с онлайн покупками и финансовыми операциями). Фишинг работает обширно, в различных сферах. С его помощью крадут доступ к соцсетям, банковским картам и т.п.

В красивом письме была кнопка «оплатить покупку», нажав которую происходит переход в браузер на страницу оплаты (www адрес страницы, разумеется, тоже не имел отношения к официальному сайту площадки, хотя неуклюжая попытка упомянуть бренд была), где потребуется ввести реквизиты карты.

Яндекс.браузер и Google Chrome, скорее всего, предупредят о небезопасном соединении и возможном мошенничестве, это игнорировать нельзя! Но если вы проигнорируете эти сигналы (или уведомления браузера не сработает) и вы перейдете на страницу оплаты на которой ещё и введете реквизиты своей карты, то таким образом — передадите злоумышленнику свои конфиденциальные данные и в миг распрощаетесь с деньгами.

Это довольно банальный алгоритм, работающий уже много лет в разных сферах онлайн-торговли, в том числе в банковской сфере с кражей персональных данных. Но, несмотря на устаревший формат, это до сих пор очень актуально.

Желательно чтобы оба канала коммуникации имели место в объявлении и оба отзывались покупателю.
Желательно чтобы оба канала коммуникации имели место в объявлении и оба отзывались покупателю.

Сценарий 2 Тут налететь может даже опытный пользователь. Вступительная часть похожа на первый сценарий за некоторым исключением — телефон продавца был привязан к профилю и его липовым объявлениям. Картина почти во всех отношениях складывалась убедительная, однако, из параграфа про подозрительность в этом сценарии имели место сразу три пункта: 2, 3 и 4!

Казалось бы — олень, остановись.

Очень заманчивым было предложение. И это уже четвертый тревожный сигнал! Товар который в магазине стоит около 400 000 р. на площадке БУ товаров не может стоить вдвое дешевле, при условии что в объявлении он преподносится как новый, на гарантии да ещё и с документами. Небывалая щедрость. Это, конечно, симптом. Но, цель мошенника — создать наживку. Иначе клёва ждать придётся долго. И я клюнул, это у мошенника сработало, тем более в состоянии поиска товара я находился уже более месяца, а тут такая конфетка подвернулась и в маркетинговом плане убедительно упакованная.

У каждого такого продавца есть легенда. У этого она была убедительная. Однако, имела некоторые расхождения относительно того, что что мне преподносилось в чате приложения площадки и в whatsapp чате. Ведь я не мог дозвониться до продавца и оставил свой номер с просьбой перезвонить. Моя настойчивость дала им дополнительный бонус мной манипулировать. Это тоже была ошибка. Перезвона, разумеется, не последовало, зато состоялся whatsapp чат. В общем, я мог допустить наличие незначительного расхождения в легенде, настрой оптимистичный, застилающий трезвый рассудок пеленой муара.

Включился режим эйфории, окрылённое желание поскорее стать обладателем такого товара. Всякое в жизни бывает, вдруг это фортуна и все так, как стелит продавец, относительно обстоятельств продажи.

Но, мозг тем не менее продолжал функционировать, это важно — нельзя терять контроль над собой. важно собирать факты и всё взвешивать ;)) Я подготовил средства и приступил к оформлению «безопасной сделки», анализируя каждый шаг. Все шло по плану. Сделка оформлена, средства с карты зарезервированы площадкой и будут переданы продавцу после благополучного завершения сделки.

Пока все чисто

При благополучном сценарии продавец в приложении указывает, что передал товар покупателю, а покупатель в свою очередь должен принять его в своем кабинете, подтвердив покупку. Заказ контролируется в личном кабинете приложения площадки, там можно наблюдать за его статусом и если что-то пойдет не так — отменить сделку. Тогда деньги вернутся к покупателю, а товар к продавцу.

Итак. Через 5 минут минут после оформления «безопасной сделки» и бронирования средств мне поступает звонок от технической поддержки площадки. На тот момент я был не в курсе, что в действительности у площадки нет call-центра!

Если бы знал об этом на берегу, то — сделку сразу можно было бы отменять!

Но я не знал всех деталей процедуры «безопасной сделки», предварительное ознакомление с ней было поверхностным и это обстоятельство выяснил продавец в процессе диалога со мной.

Не стоит болтать лишнего, обсуждая условия сделки с продавцом!

Девушка из «call-центра» просила назвать код из поступившего на мой номер SMS, якобы для верификации меня как покупателя. Хотя это звучит абсурдно. По ее версии эту проверку при крупных сделках проходят обе стороны и покупатели, и продавцы — таковы условия площадки.

Это ложь! Таких условий у площадки нет как и нет самого call-центра.

Узнав код из sms, злоумышленник получает доступ в кабинет покупателя. Это позволит ему одобрить сделку за покупателя и вероятно, отрубить ему доступ в личный кабинет.
Узнав код из sms, злоумышленник получает доступ в кабинет покупателя. Это позволит ему одобрить сделку за покупателя и вероятно, отрубить ему доступ в личный кабинет.

Мой мозг, не отключившийся до конца от эйфории, насторожился. Во-первых, номер с которого поступил звонок из псевдо-call-центра не определялся как имеющий какое-то отношение к площадке! Это симптом! Когда вам поступает звонок из крупного сервиса номер либо определится автоматически, либо вы сможете проверить его принадлежность к соответствующему сервису через контакты на официальном сайте, в приложении или ином открытом источнике.

Во-вторых, в SMS сообщении кодом которого интересовался мошенник кепсом написано, что — сообщать код никому нельзя. Спасибо площадке за эту напоминалку, ведь SMS было реальным, а каким образом его сгенерировал мошенник — это отдельная история.

Второе sms из скриншота тоже относилось к заказу и должно было насторожить покупателя, т.к. отправитель — сторонний сервис рассылки, а не площадка, как в верхнем, реальном sms.
Второе sms из скриншота тоже относилось к заказу и должно было насторожить покупателя, т.к. отправитель — сторонний сервис рассылки, а не площадка, как в верхнем, реальном sms.

Я указал менеджеру псевдо-call-центра на эти, смущающие меня факты. Предупредил, что код не сообщу, пока официальная поддержка площадки мне не подтвердит необходимость этого действия. Барышня менеджер обещала подождать и перезвонить. Хотя наверное уже поняла, что рыба с крючка срывается.

Для контакта с официальной поддержкой площадки достаточно заглянуть в настройки соответствующего приложения где всё в целом интуитивно понятно. Что я и сделал. У Юлы субъективно коммуникация реализована лучше т.к. есть возможность из приложения перепрыгнуть в whatsapp-чат с поддержкой, которая в свою очередь довольно оперативно реагирует.

После ответа поддержки всё встало на свои места.
После ответа поддержки всё встало на свои места.

Разумеется, по факту я предоставил площадке все номера которые у меня были зафиксированы в связи с этим мошенническим актом. Понятное дело, это, как стрижка волос или ногтей, ведь они все равно вырастут. Но их стрижка — обязательный к выполнению минимум, иначе обрастем.

Безопасность

На что обратить внимание подбирая товар, чтобы обезопасить себя:

  1. Рейтинг продавца. Если он есть и если он положительный, это уже плюс в пользу продавца.
  2. Возраст аккаунта продавца. Если аккаунт держится больше полугода, это плюс. Мошенники, в теории, так долго не задерживаются на площадке. Бдительные покупатели (или иной формат модерации) их вычленяет из торгового пазла.
  3. Важно знать, что вами приобретается. Цену и параметры товара в официальном магазине. Это поможет задать правильные вопросы продавцу и сориентироваться в предложениях площадки БУ товаров. Отсутствие ответов на простые прямые вопросы — повод задуматься о подборе другого предложения.
  4. Коммуникация. Игнорирование звонков покупателя или навязывание одного лишь чата в рамках обсуждения покупки — повод насторожиться. Это просто не этично, но скорее всего причина в другом.
  5. Желательно чтобы продавец находился в одной локации с вами, т.е. в одном городе. Продажа из рук в руки, при личной встрече — это добрая классика, самый надежный формат которого мошенники избегают. Личная встреча не означает наличный расчет. Оплатить можно с карты на карту или через отделение банка. Задача личной встречи — увидеть, потрогать и проверить товар.
  6. Если личная встреча с продавцом для вас нежелательна (или невозможна), то бесконтактная сделка оформляется через приложение с доставкой на дом или в пункт выдачи. При этом все операции по сделке выполняются исключительно в приложении, без звонков, sms и лишних переходов в браузер или на почту. Только в приложении. Даже диалог с продавцом при этом необязателен.

Вывод

Самым безопасным будет — оформление сделки через приложение площадки. Для этого в объявлении должна быть соответствующая кнопка, например:

Пользователи узнают. Дизайн этой кнопки и блока актуален по состоянию на сентябрь 2020 г.
Пользователи узнают. Дизайн этой кнопки и блока актуален по состоянию на сентябрь 2020 г.

или

И это пользователи узнают. Дизайн этого блока актуален по состоянию на сентябрь 2020 г.
И это пользователи узнают. Дизайн этого блока актуален по состоянию на сентябрь 2020 г.

Важно чётко осознавать алгоритм работы онлайн-сделки, полную её процедуру в той или иной площадке. Понимая все шаги и участие самой площадки в цепочке вы не повторите ошибок, перечисленных выше.

Не раздумывая отказывайтесь от каких-либо отношений с подозрительным продавцом. А ещё лучше — проявите гражданскую позицию и подайте развернутую жалобу на соответствующий аккаунт / объявление в администрацию площадки.

Это не все имеющиеся в арсенале мошенников схемы, мало того — постоянно генерируются новые. Но соблюдение правил, упомянутых в этом материале, существенно увеличит безопасность вашей сделки.

Лучше немного переплатить, но выбрать более надежного продавца. Золотая поговорка — скупой платит дважды. Печальнее всего познавать её на практике.