О модельном ряде Ульяновского автозавода известно каждому автомобилисту. Об УАЗе «Буханка» наслышаны даже дачники и огордники, которые садились только за руль велосипеда. В свое время эти, так называемые, микроавтобусы использовались чуть ли не всеми существующими службами. В настоящее время их переделывают под все что угодно, как говорится, на что фантазии хватает.
Но есть, а вернее были когда-то в прошлом, такие служебные модели, о которых знают единицы. Да и то технические сотрудники или любители полистать научные журналы. Речь идет о так званых «усатых буханках», базой для производства которых является УАЗ-452/37411. По своей сути — это установки воздушного запуска УВЗ-4,8, а также УВЗ-2.
Так что же это?! Ранее они требовались для запуска самолетных двигателей. По стандарту, за запуск авиационного двигателя отвечает электростартер. Но не все самолеты делались по одной технологии. Взять например ИЛ-62 или Ту-154, на которых электрический стартер отсутствовал в пользу сокращения взлетного веса. Именно такие модели и нуждались в альтернативном способе запуска двигателя.
В первую очередь, авиационная «Буханка» отличалась широким бампером, выдвинутым вперед. Эта, так называемая платформа, служила в качестве поддона, где располагался гофрированный шланг. Но самая важная техническая начинка расположена внутри кузова. Почти все имеющееся пространство занято газотурбинным авиадвигателем ТА-6А. С помощью компрессора, через боковые окна с жалюзи производится закачка воздуха.
Сжатый и разогретый до 220 °С воздух передается посредством 12-метрового резинового рукава к самолетному бортовому штуцеру, раскручивая таким образом двигательный вал. Также двигатель вращает пару генераторов, питающих бортсистемы самолета. Сама же «Буханка» оборудована пультом управления, радиостанцией связи с аэродромом и экипажем самолета. При повышении температуры, внутри кузова срабатываем автоматическая система пожаротушения.