Найти тему

Детские деньги. Как Авито помогает развивать финансовую грамотность

Когда дети подросли и началось бесконечное хочу то, хочу это, купи-купи, я поняла, что пора рассказать малышам, что такое деньги.

Раньше я писала про то, какие идеи заработка придумали себе подростки.

Сложность с детками-дошкольниками заключалась в том, что:

1. Плохо считают,
2. Плохо понимают, что дорого, что дёшево (отчасти, как следствие из первого пункта, отчасти потому, что не понимают, сколько всего денег есть и какую часть от них составляет покупка).
3. Ничего не знают о том, откуда берутся дети деньги.
Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Первое, что пришло на ум, это завести копилку или кошелёк. Как-то раз дочь нашла 5 рублей, и это были её первые деньги. Решили, что раз на них ничего не купить, то будем копить. В идеале найти копилку в виде зверя с прозрачным животиком, чтоб было видно, сколько денег в ней лежит. Минус в том, что деньги находятся редко, вообще говоря. И обычно монетки, которых не хватает даже на простенькие детские радости.

Самый сложный вопрос был в том, где брать ребёнку свои деньги, и в каком возрасте это лучше начинать делать? А ещё: как уменьшить хотелку и потребительское отношение к родительскому кошельку, научить ценить вещи, которые имеешь?

Многие против того, чтобы разрешать детям брать найденные деньги, может быть это и правильно. Источник фото: Яндекс.Картинки
Многие против того, чтобы разрешать детям брать найденные деньги, может быть это и правильно. Источник фото: Яндекс.Картинки

Первое, что приходит на ум - давать кровиночке карманные деньги, например, раз в неделю или раз в месяц. Но мне кажется, в 4-5 лет пока рановато и это не научит ничему. Ближе к 6 годам уже лучше.

Ещё один способ помочь ребёнку "заработать" - это платить ему за какие-то мелкие поручения по дому. Мне кажется, способ так себе. Ведь обязанности по дому - они на то и обязанности, чтобы их выполнять. А всё, что свыше - должно идти от сердца и в помощь родителям.

Для себя я пока придумала следующий способ: когда ребёнок заявляет, что ему надоели игрушки и нужно срочно купить новые, предлагаю выбрать, какие именно надоели, продать и на эти деньги купить другие. Как правило сначала слышу категоричное "нет", потом звук скребущихся шестерёнок в голове, когда чадо пытается осмыслить предложение. Сразу ценность уже имеющихся игрушек увеличивается, с ними снова хочется играть и покупка новых откладывается на отдалённый срок. Но если всё-таки решается продать, то начинаю объяснять, что продать мы сможем гораздо дешевле, чем покупали. Что для покупки новой игрушки может не хватить денег с продажи одной старой, придётся купить что-то недорогое или продать несколько.

Ребёнок делает для себя открытие, что круговорот товаров и денег не такой простой, игрушку могут быстро не купить. А чтоб её купили, она должна быть в хорошем состоянии, целая, чистая. И обязательно рассказать о недостатках, но без акцентов на них.

Да и сам процесс создания объявления увлекает: делать фото, сочинять историю. Уже одно это становится не просто расхламлением и обучающим процессом, а ещё и весёлой игрой. Если не продаются, есть еще варианты.

Необязательно грузить детский мозг всем сразу, и конечно ребёнок поймёт не всё и не быстро. Но основы рыночных отношений будут закладываться глубже, чем при обычных покупках в магазине. По горячим следам после найденной монеты я придумала сказку перед сном про монетку. Рассказывала и придумывала продолжение прям на ходу. Про накопления, про покупки, про выбор в магазине по цене: на что хватит, на что нет. Словом, получилась сказка, формирующая простейшие финансовые знания у ребёнка. Бонус в том, что записала её на диктофон и периодически включаю вместо аудиосказок.

Пусть подобные сказки уже написаны, но мне нужно было сказку именно про нашу монетку, да и книг про деньги для самых маленьких под рукой не было. Если знаете авторов/название, напишите в комментариях, буду очень благодарна!

Если для деток постарше можно найти хорошие книги, например "Собака по имени Мани" (она же "Пес по имени Деньги" - зависит от перевода. Я просто в восторге от неё, полезно даже для взрослых) или "Богатый папа, бедный папа для подростков" (именно для подростков, так прям и называется. Начала читать, не дочитала, там нужно делать задания), то с литературой для дошкольников сложнее.

Как учите детей обращаться с деньгами? В каком возрасте начинать?