Весенние события этого года многих родителей заставили задуматься о переводе детей на семейную форму образования. Ведь, по сути, учить их всё равно приходится самостоятельно, но при дистанционном обучении ни о каких денежных компенсациях речи не идёт. Мы же с семьёй вообще не почувствовали на себе никаких изменений, связанных с самоизоляцией, так как ещё в 2016 году переехали за город, в посёлок, где даже до ближайшего магазина 3 км, а до асфальта и того больше.
Старший ребёнок на тот момент учился во 2 классе, а младший пошёл в школу только в 2017. Подвоз в трёх километрах, разные смены и путь по лесу очень быстро дали мне понять, что это совсем не то, о чём я мечтала, выбираясь из города в деревню на ПМЖ, и я стала искать решения проблемы. Продлевать маршрут школьного автобуса до нашего посёлка отказался даже губернатор, тогда у нас остался один вариант: семейное образование. Год раздумий, изучения нормативной базы – и в сентябре 2018, после очередного конфликта с администрацией школы я поехала в район писать уведомление о переводе детей на семейную форму.
Первое, что я сделала, прежде чем занялась оформлением документов – проверила себя на способность учить детей самостоятельно. Всегда думала, что педагог из меня так себе, если не сказать крепче: нервная, крикливая, не терпящая допущения глупых ошибок. Но ненависть к пешим прогулкам по 18 км в день оказалась сильнее. В конце первой четверти оба ребёнка ушли на больничный, и мы за неделю прошли с ними всю программу за четверть. Я в себя поверила!
При написании уведомления в районном отделе образования никаких проблем не возникло. Попутно я задала специалистам отдела несколько вопросов – об аттестации, о возможности экстерната, о выборе педагогов, на которые получила абсолютно одинаковые ответы: «Всё решаете со школой. У нас только уведомления пишете, можно на год или сразу на два, перевод с начала следующей четверти». Там же мне сообщили и о денежных компенсациях, в сети эта информация мне почему-то не встретилась.
После получения уведомления от родителей у РОНО есть месяц, чтобы перенаправить документы в школу. По факту это происходит быстрее, однако лучше закладывать максимально допустимые сроки. Нам из школы позвонили через неделю и пригласили к директору.
А вот здесь начались события, достойные ток-шоу! В кабинет директора сбежались все: завучи, социальный педагог, юрист, психолог, делопроизводитель, классные руководители. Аргументы против нашего ухода с очной формы обучения варьировались от: «Вы же не педагог» до: «Не забирайте у меня помощника!» Козырем они посчитали отсутствие у нас собственной программы обучения (это при наличии на сайте школы в свободном доступе всех программ по всем предметам для всех классов). Позже выяснилось, что можно просто в заявлении о переводе указать, что вы просите перевести ребёнка на семейную форму обучения «по программе школы» – и проблема решена.
Меня выручило юридическое образование и намертво вшитая в мозг привычка во всех спорных вопросах опираться на законодательную базу. А вот там в списке необходимых документов собственноручно разработанные программы не значатся.
Далее началась эпопея с графиками аттестации. Почему это мы сдаём за полугодие в ноябре, а не в декабре? Какой ещё экстернат? У них такого никогда не было! А если РОНО приедет с проверкой, что школа им скажет? А вот здесь мне пригодились ответы специалистов райотдела, полученные мной при первом к ним визите, мол, все эти вопросы решаются в школе, а им вообще без разницы. После полутора месяцев ожесточённых боёв школа сдалась, договор мы заключили в самом конце зимних каникул, и с третьей четверти учились уже дома.
Нынче я написала уведомление сразу на два года – кто его знает, что там со школами будет, год-то вон какой «весёлый»! И делопроизводитель, видя меня на улице, теперь выбегает и приглашает к себе для подписания графика выплат, а завучи сами советуют не развозить простые предметы на два полугодия и сдавать их сразу за год. Библиотекарь же шепнула на ушко, что «семейных» нынче много, она не успевает очникам учебники готовить, только нашему брату выдаёт.
В целом, проблемы при переходе на семейное образование вполне типичные для муниципальных учреждений: люди боятся проверок и требуют разного рода бумажек с большим запасом. Если вы уверены в своих педагогических способностях и подготовились по нормативной части, оформить перевод не составит труда. Да и есть у семейной формы два неоспоримых «плюса»: денежные компенсации и точное представление о том, чему учатся ваши дети.
Кстати, в нормативных документах, регламентирующих обучение детей в семье, есть ещё один момент: их личные дела родители вправе забрать из школы и хранить дома. Мы этот вопрос пока не поднимали, но, наверно, стоит.
Автор: Светлана Селинская, фотограф, копирайтер, владелец личного подсобного хозяйства; мама двоих детей, оба на семейном образовании
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также:
8 советов, как совместить семейное образование и карьеру мамы
Забрали детей на СО из профильной гимназии. Что из этого вышло?
Что дали 2 года на семейном образовании. Подводим промежуточные итоги.
Где сдают итоговую аттестацию на семейной форме обучения?
Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.