Найти тему
Мысли вслух

Исландская интерпретация апокалипсиса. Необычное кино

Кожаная обивка диванов, куски окрашенной стены и обложки книг на полке у барной стойки в тепло-красных тонах. Приглушенный свет. Хочется рассматривать каждую деталь в маленьком кафе в центре Исландии. На деревянном столе посередине зала стоят две чашки кофе с круассанами и пленочная камера, которая неизвестно как дожила до нашего времени. «Главное поймать момент… Иногда я оставлял лишь часть фотографии, это очень приятное чувство, потому что ты ловишь мгновение, когда все хорошо. Ничего плохого не происходит. Если есть изъян, то ничего. Это неплохо» – произносит Райли, в ответ на предложение жены купить ему новый фотоаппарат.

О фильме «Боке» я узнала еще год назад, когда случайно на ютубе наткнулась на отрывки этого кино под песню Lorde – A World Alone. Невозможно было не влюбиться в эти кадры: пепельно-черные пляжи Исландии и дороги, рассекающие темно-зеленые вершины холмов, серые пустые улицы и педантично белые строгие дома. Притягательно-мрачная атмосфера сразу пронизывает тебя с ног до головы. Кажется, будто это ты, а не главная героиня, идешь в шерстяном свитере в поле люпинов, касаясь кончиками пальцев до верхушек цветов. Хочется сохранить все кадры на память.

Кадр из фильма "Боке", 2017 год
Кадр из фильма "Боке", 2017 год

Название песни – «A world alone» – символично отражает всю суть сюжета. Молодая американская пара пересекла Атлантический океан, чтобы провести романтический отпуск в Исландии. Но в один день, проснувшись утром, Дженай и Райли обнаруживают, что все люди исчезли с острова. Вскоре, они понимают, что остались одни во всем мире.

После этого, фраза, произнесенная главным героем в кафе, обретает другой смысл, пронизывая тонкой красной нитью весь сюжет. Она отражает двух совершенно противоположных типов личностей и их полярные взгляды на жизнь, на все происходящее вокруг. Когда один смотрит на заброшенный самолет как на произведение искусства, рассматривая пошарпанные временем стены и тонко чувствуя меланхоличную атмосферу корабля, другой видит только мусор. «Это просто мусор. Он мертв».

Кадр из фильма "Боке", 2017 год
Кадр из фильма "Боке", 2017 год

Можно сказать, что «Боке» современная интерпретация извечной проблемы наполовину пустого или заполненного стакана. На самом деле, это всего лишь одна сторона медали. Авторы фильма оставили десятки вопросов, на которые каждый даст разный ответ. «Что определяет нас: прошлое, настоящее или будущее?», «Что вообще такое любовь? Верим ли мы в своего партнера?», «Наслаждаемся моментом или постоянно чего-то ждем?»

Но самой близкой оказалась одна тема, с которой я, да и вообще каждый человек, сталкивается каждый день. Мы не замечаем безграничных возможностей. У Дженай в буквальном смысле весь мир у ног. Она может делать все: исколесить все дороги Исландии, искупаться в каждом термальной источнике, вдыхать запах океана и собирать букеты диких цветов. Это ли не свобода? Вместо этого, Дженай застревает мыслями в прошлом: переслушивает голосовые сообщения от мамы и от сестры, постоянно обновляет соц. сети и маниакально проверяет почту в ожидании весточки от родных.

Сейчас я понимаю, что в реальной жизни происходит так же. Мы фокусируемся на чем-то совершенно не имеющим значения, будь то воспоминания о месте, в которое уже никогда не вернешься или банально собственные страхи, вместо того, чтобы просто двигаться вперед.

Принять «сторону» Райли — это, черт возьми, тяжело, но, думаю, точно стоит того.

В общем, на мой взгляд, фильм 10 из 10. Хотя не каждый со мной согласится: все отзывы и рецензии неоднозначные. Да, в фильме мало экшена, много молчаливых сцен и вопросов без ответов. Кто-то вообще назвал фильм «исландским артхаусом». Но если вы обожаете природу и любите порефлексировать, фильм вам точно зайдет.

Кадр из фильма "Боке", 2017 год
Кадр из фильма "Боке", 2017 год