Еще в 2011 году Реджеп Тайип Эрдоган анонсировал начало «безумного проекта». Но, вот уже 9 лет искусственный водный канал существует лишь на словах, хотя его строительство никогда не было так близко, как сегодня.
С чего все началось?
В 2011 году было оглашено о планах правительства Турции «разгрузить» канал Босфор и Дарданеллы для того, чтоб соединить Чёрное и Мраморное моря.
«Мы закатали рукава для канала «Стамбул», одного из величайших проектов века, который затмит Панамский и Суэцкий каналы», – огласил тогда Реджеп Эрдоган.
Целью данного проекта по словам главы государства является забота об экологической среде, возможность минимизировать выбросы вредных веществ в воды, а также разгрузка движений в проливе. Уже в те годы проходило примерно 45 тысяч кораблей, сейчас их количество ещё больше.
Благодаря политической партии Эрдогана, появилась возможность в третий раз возглавить правительство страны и остаться на посту. Ещё в том далеком году, проект должен был сдвинуться и должны были начаться исследования и разработка проекта и уже спустя несколько месяцев начаться сам процесс работы. Как известно, канала нет и до сих пор.
Итак, какие плюсы выделяет турецкое правительство в отношении данного проекта:
- Экологическая важность - забота об окружающей среде.
- Увеличение пропускной способности кораблей.
- Экономическая выгода от проекта в виде дополнительных 6-8 млдр. долларов в год.
Сегодня пересечение коммерческих судов через Босфор регулируется конвенцией Монтрё, которая была подписана ещё в 1930 году. В те года количество судов составляло лишь 3 тысячи штук в год. Сейчас их количество в десятки (а то и сотни раз) больше. Важность сохранения акватории города Стамбул и сохранения самого города и его окрестностей важным пунктом политики государства.
Конвенция была подписана в 1930 году, но в 1936 получила своего рода «обновление», которое оказалось более выгодным для Турции, что позволило не просто следить за выполнением международных перевозок по данному маршруту, но ещё и милитаризировать пролив, то есть выставлять вооружение вдоль пролива.
В настоящий момент есть и оппозиция по данному вопросу в лице мэра города Стамбула - господин Имамоглу. После исследований, было отмечено, что канал вызовет большую сейсмическую активность в регионе Стамбула, а также уменьшит количество питьевой воды, подземных вод.
Так для чего же этот канал нужен господину Эрдогану?
Создав ещё один канал в подчинении Турции, условия конвенции Монтрё можно переписать, а возможно и вовсе прекратить и сделать новое соглашение с большей выгодой для себя. Все причерноморские государства вынуждены будут прислушаться к позиции Турции в данном вопросе, а условия которые созданы уже на протяжении многих лет можно будет наконец переделать «под себя».
Соответственно, значение для Анкары самое что ни на есть прямое, это касается и как торговли, так и геополитики, ведь обстановка в регионе накаляется все больше и больше с каждым годом. Ведь в соответсвии с конвенцией, здесь закладываются ограничения по грузоподъемности судов, а следственно, меньшее количество судов может находится и пересекать Чёрное море. Отсюда и нежелание прежде всего Запада мириться с этим.
Есть и другой случай желания одного из турецких правителей стать экономически более важным игроком в регионе. Этим человеком считается османский султан Селим II, который ещё в 16 веке предлагал создание судоходной системы Чёрное море - Каспийское море. А уже в близкое к нашему временному промежутку время, ещё действующий на тот момент президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предлагал мега-проект по усилению экономической интеграции тюркских региональных держав в виде создания канала «Евразия». Идейный смысл был тот же, но проект должен был призвать два канала работать более идейно, а в последствии усилить геополитическое влияние тюркских держав перед Западом и Китаем.
Ещё одним игроком на данном направлении можно выделить Иран, который ещё в 1977 году получил санкционный ответ на возможное строительство канала объединяющего Персидский Залив и Каспийское море (протяженность канала должна составить около 700 км). Если задуматься, то это Мега-проект, который станет альтернативой как Босфору, так и Суэцкому Каналу и Чёрному морю, и также позволит державам Каспийского моря стать морскими державами. Логично, что западным державам подобная перспектива по усилению тюркских держав неинтересна, а бурное обсуждение этот вопрос по реализации поднимается сейчас все чаще.
Как итог, Россия способна сама в сотрудничестве с Ираном провести работу по созданию канала в обход санкций США. Это позволит в корне сократить время по выходу судов к Мировому океану имея дело в политическом отношении лишь с Ираном.
Что для Эрдогана, то для него важно недопустимо создание подобного канала, а реализация канала Стамбул будет важной вехой в дальнейшем давлении на тюркские державы, в том числе и на Россию.
Спасибо за прочтение. Оставляйте комментарии. Ваш лайк поможет дальнейшему развитию Канала. Подписывайтесь на Telegram-Канал и будьте в курсе всех новостей.