Особое значение функции дыхания проявляется в том, что дыхание — единственная физиологическая, вегетативнаяная функция, доступная для произвольной регуляции уже с 3-4-летнего возраста.
С функцией дыхания, с процессом дыхания связаны такие жизненно важные процессы и функции как речь, движенияние, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной, иммунной систем, биологические ритмы организма. Поэтому при изменении температуры тела и окружающей среды, загрязнении воздуха, физических нагрузках, нервном возбуждении, неправильном питании, эмоциональном напряжении и т. п. возникают ответные реакции дыхательного центра, что приводит к избыточной вентиляции легких и снижению содержания углекислого газа в организме.
Своевременное и систематическое обучение детей навыкам регуляции дыхания способствует гармоничному развитию ребенка, повышению физиологических резервов его организма. Наличие достаточных резервов дыхательной системы обеспечивает высокий уровень двигательной активности ребенка, правильное развитие речевой функции.
Систематическое применение оздоровительных методик актуально для реабилитации и профилактики заболеваний у детей. Формирование навыков личной гигиены, изучение и практическое освоение элементарных правил здорового образа жизни возможно и необходимо уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. Обучение детей гигиеническим навыкам необходимо проводить как в семье, так и в медицинских и педагогических учреждениях (детский сад, школа, санаторий, оздоровительный центр и т. д.). Обучение детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо начинать в дошкольном возрасте и продолжать в школе.
Ведущее значение функции дыхания в жизнедеятельности организма, ее доступность к произвольной регуляции уже в раннем возрасте обусловливает необходимость и возможность обучения детей в дошкольном возрасте. Высокая степень обучаемости дыхательной системы позволяет проводить в раннем возрасте обучение регуляции дыхания для оздоровления и профилактики. Гигиеническое обучение детей регуляции дыхания следует проводить с учетом психофизиологических особенностей (восприятие, память, внимание, эмоциональность и т. п.). Поэтому предпочтительно проводить обучение детей в игровой форме, с использованием загадок, простых тестов («опытов»), рисунков, игр, простых и понятных способов регуляции дыхания.
В настоящее время разнообразные дыхательные упражнения применяются, как правило, в логопедической практике или в лечебных целях у детей с бронхо-легочной патологией. Как правило, эти упражнения применяются с целью коррекции имеющихся нарушений функции внешнего дыхания, ритма и темпа речи. Принципы и методические основы группового обучения гигиенической регуляции дыхания в дошкольном возрасте достаточно разнообразны. Известные комплексы лечебной физкультуры предполагают, как правило, выполнение упражнений, направленных на глубокое дыхание, гипервентиляцию
У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний. Так, выполнять данные упражнения не рекомендуется тем, кто имеет травмы головного мозга, травмы позвоночника, выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном давлении. Можно проконсультироваться с врачом, какие именно упражнения больше подойдут для вашего ребенка.
Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.