Найти тему
Чтец смыслов

Крест оставления Божия

Протоиерей Иоанн Кронштадтский
Протоиерей Иоанн Кронштадтский

Протоиерей Иоанн Кронштадтский

"Иногда человек бывает весь раздражен, озлоблен, у него бывает такая внутренняя теснота, что он гонится от одного злобного и презрительного помысла к другому, сильно подстрекается, нудится к злобе, зависти, презре­нию, жадности, любостяжанию, против своей воли непрестанно падает внутренно из одного греха в другой; в нем бывает адская теснота, уныние, омрачение. Это крест оставления Божия и предоставления нам самим, чтоб мы познали, каковы мы без благодати Божией, каких зол исполнены, и чтоб тем усерднее ценили благодать Божию и искали ее паче всего в мире, паче всего мира, предпочитая ее богатству, почестям, сластям, великолепию и роскоши мирской. Об этом тяж­ком душевном состоянии или о кресте оставления [чело­века] Богом поет Церковь: Вскую мя отринул ecu от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаянного? Но обрати мя, и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся [Ирмос 5-й песни канона на утрени, глас 8-й]. Не унывай, душа хри­стианская, преданная на время власти сатанинской, но терпи нашедшую на тебя адскую тьму, взывая усердно к Богу, как Иона из чрева китова, да изведет Он от тли страстей живот твой и да утвердит на камени заповедей Своих подвигшееся сердце твое [Ирмос 3-й песни Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского]. Не унывай, говорю, ибо Отец Небесный видит, что тебя насилует диавол, подстрекая тебя с адскою лютостию к греху, только не соизволяй на грех, не услаждайся им и моли неотступно Господа, да избавит тебя от него.

Это оставление, эти скорби подобны сильным, ост­рым средствам врача, желающего прижечь какую-либо сильную застарелую болезнь, подобно прижиганию, вырезыванию, отсечению, как например бывает с болезнию рака, с членом, пораженным антоновым огнем. Страсти наши разве не застарелые болезни духа, угро­жающие нам вечною погибелию, и вот мудрость и бла­гость Небесного Врача: употребляет самые сильные, самые горькие, едкие средства, чтобы исцелить застаре­лую страсть, чтобы очистить сердца, уцеломудрить и смирить душу или научить ее терпению. Надо благода­рить Небесного, милосердого Врача за такое отеческое о нас попечение, ибо Он не хочет вечной смерти грешни­ка, но чтобы обратился и был жив вечно. Потому Апостол и говорит нам: С великою радостью принимай­те, братия мои, когда впадаете в различные искушения [Иак. 1, 2]. За всё благодарить надо Господа: за радость и за скорбь, за пространство и за тесноту: тесноту посыла­ет, да не даст простора греху в нас, да не царствует грех в мертвенном нашем теле; пространство посылает, да радуемся о Боге, Спасителе нашем, да в пространстве сердца изливаем душу свою в молитве благодарения и славословия Богу, да общение любви имеем друт ко другу, да совершаем бо́льшие дела добродетели".