Недавно я уже писала о соседстве Лыковых с медведем, но уже после наткнулась еще на информацию: оказывается, медведей было ... двое изначально! В общем, дело было так:
Как-то однажды Лыковы заметили медвежьи следы рядом с лабазом. Но медведь не "хулиганил", вскрыть ничего не пытался. Потом следы стали появляться снова и снова. Но вел себя медведь по-прежнему очень деликатно. Потом Лыковы заметили его, когда пошли "орешить". Но мишка снова вел себя скромно, на глаза не лез, просто людьми то, что они не собрали. В результате они стали специально оставлять зверю шишки, потому что он тоже "жир к зиме нагуливал".
Такая дружба людей и медведя продолжалась несколько лет. А потом неожиданно все закончилось: около заимки появился второй медведь и они схватились, деля территорию, неподалеку от тропы, по которой Лыковы ходили к реке. А через несколько дней они нашли останки старого друга. ☹️
Новый медведь оказался агрессивным и наглым. Взломал один из лабазов с орехами, а однажды появился прямо около избушки и так напугал Агафью, что у нее надолго отнялись ноги. Лыковы понимали, что весной, после спячки, отощавший зверь станет совсем неуправляемым, поэтому медведя решили убить. Но хищник оказался еще и хитрым. Он обходил или выбирался из ям-ловушек, разломал сруб-обманку с приманкой. Дмитрий ходил на него с рогатиной, но не смог отыскать берлогу. Наконец, как я и писала в предыдущей статье, зверь напоролся на самострел и Лыковы бросили его подыхать на потраву другому зверью (потому что лапы, а не копыта).
Наравне с медведем по степени причиняемого вреда староверы считали бурундуков. Они были способны растащить по норам весь, с таким трудом выращиваемый, урожай. Лыковы окружали делянки силками и так называемыми давилками, но это спасало мало. В лучшем случае люди отвоевывали себе половину выращенного урожая. Эту проблему смогли решить только геологи, привезя отшельникам кота и двух кошек. Но затем произошло то, что случилось с кроликами в Австралии - перенаселение. Топить котят Лыковы вначале не решались, а теперь Агафье и подавна с ними не справиться (и мне почему-то кажется, что она вряд ли захочет лишать их жизни).
Еще один интересный нюанс: я уже писала, что к фотосъемкам Лыковы относились отрицательно. Когда Песков с оказией переслал на заимку экземпляр Комсомолки со своей статьей о них и с несколькими фотографиями, отец и дочь завернули все в бересту и ... спрятали в дровах. Василий Михайлович обнаружил это в свой следующий приезд. На вопрос, почему в дровах, ответ был уже знакомым: "Не можно - под одной крышей со светлыми образами". А когда Песков протянул им фото ушедших уже в мир иной Савина, Дмитрия и Натальи, долго колебались. С одной стороны - близкие люди. С другой - лица на бумаге. Наутро гости увидели, что фотографии заботливо завернуты в бересту, но снова убраны в дрова.
Подписывайтесь на мой канал, я обязательно расскажу вам еще много интересного!