Даже лишившись во время боя левой руки, артиллерист из Нюксенского района Иван Красник не отошёл от орудия и сумел остановить атаку фашистских танков.
В шестом томе Белорусской советской энциклопедии можно найти упоминание о его подвиге, потому как житель Вологодчины героически сражался за освобождение именно Белоруссии, хотя сейчас это территория Польши.
«Нас водила молодость…»
Строго говоря, украинец (в наградном листе, правда, указана национальность русский) Иван Яковлевич Красник может считаться вологжанином лишь с 1930 года, когда он переехал в посёлок Зимняк Брусенского сельсовета Нюксенского района Вологодской области. Родом он с Херсонщины — родился в 1897 году в селе Малая Александровка ныне Великоалександровского района Херсонской области Украины в крестьянской семье.
Юность его пришлась на самые лихие годы становления советской власти. Призванный сперва в царскую армию во время Первой мировой, он позже окажется в рядах уже Красной армии и примет участие в Гражданской войне. Впрочем, об этих эпизодах его жизни мало что известно, а в некоторых советских источниках они вообще игнорируются: там утверждается, что он переехал в Нюксенский район вместе с родителями сразу после Октябрьской революции 1917 года.
Про жизнь его в наших краях тоже мало информации. Известно, что он работал в местном колхозе имени Валерия Чкалова, а вот в коммунистическую партию так и не вступил (возможно, аукнулась служба в царской армии?)
В июне 1942-го его повторно призвали в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии.
«Батя» на войне
На фронте Ивана Красника, человека уже опытного (ему к тому времени стукнуло 45 годков), сразу стали звать «Батя», а он сослуживцев — «сынки». Никто не обижался, Ивана уважали.
Попал он в артиллерию, участвовал в Сталинградской (подбил один танк) и Курской битвах (уничтожил три вражеских танка). В апреле 1943-го был ранен, но вскоре вернулся в строй.
К июлю 1944-го гвардии сержант Иван Красник — наводчик орудия 220-го гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка (48-я армия, 1-й Белорусский фронт). И лишь наград у бравого солдата по-прежнему не было. До поры до времени.
Главным испытанием для него стало 26 июля 1944 года.
Рука судьбы
В тот день у деревни Кошели, расположенной в 12 километрах юго-восточнее города Белостока Гродненской области Белоруссии (ныне территория Польши), батарею, в которой служил Красник, атаковали сразу 50 (так записано в наградном листе, по другим сведениям — 20) немецких танков.
Фашисты хотели двумя группами окружить батарею и задавить её с флангов, но «блицкриг» сорвал Иван Красник: метким выстрелом из пушки он сумел поджечь головной танк противника.
Немецкие десантники попытались подползти к замаскированной позиции наших артиллеристов, но Красник схватил автомат и лично застрелил 21 гитлеровца, что позволило ему вернуться к пушке. Но когда он попытался выцелить вторую машину, весь огонь врага обрушился на их позицию. В результате обстрела погибли два человека из расчёта, и остались только командир орудия, наводчик Красник и снарядный — человек, который подносил снаряды.
И тут Красник почувствовал, будто что-то обожгло левую руку. Решил, задело осколком, но всё оказалось куда хуже: руки больше не было — начисто оторвало. Но боли сержант в пылу сражения не ощутил и даже успел сделать ещё один выстрел, прежде чем упасть.
— Танки идут! — всполошился командир орудия и попытался сам открыть огонь, но Красник вдруг нашёл в себе силы ответить:
— Погоди, сынок, я сам... Только перехвати ремнём, чтоб кровь унять...
Как мог, командир перетянул ужасную культю, и Красник опять встал к орудию. Грохнул выстрел, другой…
Так до конца боя и простоял Иван Яковлевич у пушки, ведя огонь по вражеским танкам. Они отбили все атаки, Красник лично уничтожил ещё две вражеские машины. Только после этого обессилевшего однорукого наводчика отправили в медсанбат (в некоторых источниках утверждается, что отважный артиллерист скончался прямо на поле боя, подбив последний танк и оставшись один из всего расчёта, но это всего лишь красивая легенда, запущенная, очевидно, советской пропагандой).
Тяжелое ранение, большая потеря крови оказались для Ивана Яковлевича фатальными. Он умер в госпитале на следующий день. Похоронили его поблизости — в селе Староберёзово (сейчас это деревня Бжозова-Стара Подляского воеводства Польши).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1944 года Ивану Яковлевичу Краснику посмертно за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» присвоено звание Героя Советского Союза. Также его наградили орденом Ленина.
Орден его родным вручили, а вот бюст Героя так нигде и не поставили. Правда, в центре Нюксеницы 9 мая 1970 года был открыт памятник «Воинам-землякам от благодарных нюксян», изготовленный в частном порядке студентами старшего курса Ленинградского училища им. Мухиной (сейчас это Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) Степановым и Васильевым — даже инициалы их неизвестны...
Четыре жителя Нюксенского района в Великую Отечественную войну удостоены звания Героя Советского Союза, и среди них — Иван Красник, сражавшийся с врагом одной рукой. Это и в его честь каждое 9 Мая у памятника зажигают Вечный огонь.
Алексей Кудряшов
Полностью статью читайте на сайте газеты «Премьер». Подписывайтесь на наш канал!