Найти тему

История одного таланта

3 сентября исполнилось бы 79 лет Сергею Довлатову, и в минувшие выходные, в Санкт-Петербурге, праздновали его годовщину - широко, весело и с размахом.

"День Д" - многочисленные экскурсии, лекции, показ фильмов и даже джаз-концерт, но моё эссе не об этом празднике, а лишь исследование его писательской судьбы, таланта и личности писателя.

Сергей Донатович Довлатов - любимый писатель,  прозаик, и не скрою, один из лучших предметов для подражания, начинающего автора.

-2

" Я - писатель середняк, упирающий на мастерство, приличный третий сорт. Массовик-затейник, неизящный беллетрист. У меня нет тяги к будущему, я муха-однодневка, заряженная талантом и энергией, но только на данный день, а "они" предлагают ждать до завтра, и послезавтра.... Вы мне предлагаете писать в стол, и для себя! Вы даже не представляете, как иногда, до-зарезу, необходим читатель"!

В его рассказах, заметках, до фанатизма выверено каждое слово, предположение. Его проза - живая, яркая, точная, иногда злая и ироничная, но всегда с пониманием к своему герою, каким бы - отрицательным или положительным, он не был, для него они, были все любимы.
Писательскую судьбу Довлатоваи можно описать в двух коротких предложениях.

Его произведения не печатались в СССР, пока он не уехав в Америку, поневоле став диссидентом.
 А популярность и известность, достигла своего пика, лишь после его смерти, как это ни печально, но очень "по-нашенски".

-3

Но я, всё же попробую описать его историю, чуть в большем обьёме, хотя и сам автор обожал лаконичность изложения.
Родился Сергей Донатович Довлатов, в Уфе 03.09.1941г., когда его родители, были в эвакуации. Потом с 1944г. - возвращение в Ленинград, ул.Рубинштейна д.22 - там прошли его детство и юность.
Поступление в ЛГУ в 1959г.,  и "золотая молодежь" филфака. Тусовки, общение с начинающими, писателями, поэтами, художниками. Яркая влюбленность, по словам, самого Сергея: "несчастная любовь, закончившаяся женитьбой".
Довлатов, Найман, Бродский, Вольф - молодые писатели, поэты, друзья, соратники и собутыльники того беззаботного времени.

-4


Развод. Жена Ася Пекуровская оставляет Сергея, и уходит к В.Аксенову, тоже начинающему, но уже печатающемуся тогда, в журнале "Мир". Удар не только по влюбленному сердцу, и мужскому самолюбию, но и его писательской душе.
Потом отчисление за неуспеваемость, и служба в охране исправительной колонии в республике Коми, где он отслужил три года. Довлатов возвращается, по словам Бродского  - " Как Толстой из Крыма, со свитком, и некоторой ошеломленностью во взгляде".

-5


Опять поступление в ЛГУ, на журналистский факультет, учеба и подработка в многотиражке, литературные кружки, работа секретарем у Веры Пановой, и опять же, общение в писательском и культурном бомонде Ленинграда. Пишет рассказы, и короткие заметки в газеты.
После института официальная работа в газете "Знамя прогресса", периодически наведывается в издательство журнала "Аврора", и предлагает свои рассказы, но их не печатают.
Как рассказывает о нем, редактор "Авроры" в 70е, Е.Клепикова: " Сергей Довлатов - хорошо знал себе цену. Он был твердо убежден, что со своей прозой, он точно попадает в "яблочко времени", что его обязательно оценят и поймут, только бы напечатали". Но как к писателю, к Довлатову, серьезно не относятся, и иногда "опускаются руки" - и периодически он "заливает горе".

—  "А. Арьев о Довлатове "Он просто хотел печататься".

"Это было более-менее массовое явление, потому что, в общем-то, пили все мы довольно много. И хотя в богемной и просто литературной среде это было распространённое явление, но то, как пили все эти лауреаты Сталинских премий и мастера соц.реализма — так это уму непостижимо. Мы им в подмётки не годились. Просто они пили где-то за своими голубыми заборами до очумения, а нам приходилось перемещаться из магазина в магазин, доставать где-то деньги и всё прочее.

Далее, со слов  Е.Клепиковой, ред. : " Сергей был твердо убежден, что читатель его "заждался", и его ждет слава. В любви к себе, своего читателя он не сомневался, но очень жалел, что его могут так и не узнать, а его время пройдет".

-6

Писать он продолжает и дальше, оттачивая свое мастерство, а попутно осваивает работу камнереза, и работает недолгое время в "Комбинате художественно-оформительского искусства", что помогает ему зарабатывать, и прокормить его новую семью.

Его вторая жена Елена Ритман - филолог по образованию - бессменный корректор и редактор его рассказов, появилась в его жизни совсем не случайно. На мой взгляд, эта встреча была предрешена, и Лена долгие годы, была для него ангелом-хранителем. Причем, как отзывался о ней Сергей -  она напрочь была лишена романтических предубеждений.

-7

"Наши"

"Лена была невероятно молчалива и спокойна. Это было не тягостное молчание испорченного громкоговорителя. И не грозное спокойствие противотанковой мины. Это было молчаливое спокойствие корня, равнодушно внимающего шуму древесной листвы...

Прошла неделя. Субботним утром я не выдержал. Я сказал... Нет, крикнул:- Лена! Выслушайте меня! Разрешите мне быть совершенно откровенным. Мы ведем супружескую жизнь... Но – без главного элемента супружеской жизни... У нас хозяйство... Вы стираете... Объясните мне, что все это значит? Я близок к помешательству...

Лена подняла на меня спокойный, дружелюбный взгляд:- Я вам мешаю? Вы хотите, чтоб я ушла?

- Не знаю, чего я хочу! Я хочу понять... Любовь – это я понимаю. Разврат – понимаю. Все понимаю... Все, кроме этого нормализованного сумасшествия... Будь вы агентом госбезопасности, тогда все нормально... Я бы даже обрадовался... В этом чувствовалась бы логика... А так...

Лена помолчала и говорит:- Если надо уйти – скажите.

И затем, слегка потупив узкие монгольские глаза:

- Если вам нужно ЭТО – пожалуйста.

- Что значит – ЭТО?

Ресницы были опущены еще ниже. Голос звучал еще спокойнее. Я услышал:

- В смысле – интимная близость.

- Да нет уж, – говорю. – зачем?..

Разве я осмелюсь, думаю, так грубо нарушить это спокойствие?!"

Для Сергея Довлатова это было сложное время - отказы, следовали за отказами, и примерно тогда же, с его рукописями произошла эта история.
В редакцию журнала "Аврора", пришел новый человек, начальник отдела прозы В.Козлов, человек "далекий" от литературы. В 70е, по школам прокатилась "массовая волна по сдачи макулатуры". Учеников обязывали каждый день приносить, хотя бы не большую связку - старых газет, журналов, книжек. И вот, в поисках этого "добра", ватага учеников, зашла в редакцию. В. Козлов, в свой первый день работы, повел их к шкафу, где хранились рукописи, которым в публикации было отказано. Там, были и рукописи Сергея Довлатова, которые он не успел забрать. Благодарная детвора вымела этот шкаф подчистую!
Конечно, история была очень неприятная, перед ним извинялись, но рукописей уже не вернуть!
Сергей в этом случае усмотрел для себя "мрачный знак", символизм, как будто всё, над чем он работал все эти годы, было никому не нужно".

-8

Говорят что судьбу писателя можно проследить по его произведениям.

В 1972 году Сергей покидает родной Ленинград и уезжает в Таллин. 
Почему именно туда?

По его рассказам, можно проследить цепь ключевых событий, которые происходили с ним в Ленинграде, Таллине. Но где правда, а где вымысел, в историях, рассказанных нам, читателям?

Довлатов любил рассказывать анекдоты, случаи из жизни, своим друзьями, знакомыми. Потом он переносил их в свои книги, что-то добавляя, переиначивал на свой лад. Менял события, места, имена, в угоду своей художественной задумке.

"Компромиссс"
"Как обычно, не хватило спиртного, и, как всегда, я предвидел это заранее. А вот с закуской не было проблем. Да и быть не могло. Какие могут быть проблемы, если Севастьянову удавалось разрезать обыкновенное яблоко на шестьдесят четыре дольки?!.
Помню, дважды бегали за «Стрелецкой». Затем появились какие-то девушки из балета на льду. Шаблинский все глядел на девиц, повторяя:
— Мы растопим этот лед… Мы растопим этот лед…
Наконец подошла моя очередь бежать за водкой. Шаблинский отправился со мной. Когда мы вернулись, девушек не было....
Шаблинский сказал:
— Поехали в Таллинн.
— Поедем, — говорю.
Мне было все равно. Тем более, что девушки исчезли.
Шаблинский работал в газете «Советская Эстония». Гостил в Ленинграде неделю. И теперь возвращался с оказией домой.
Севастьянов вяло предложил не расходиться. Мы попрощались и вышли на улицу. Заглянули в магазин. Бутылки оттягивали наши карманы. Я был в летней рубашке и в кедах. Даже паспорт отсутствовал....."

История молодого журналиста Андрея Вентулого очень уж напоминает его собственную жизнь. - случаи из журналистской практики,  отношения с коллегами, "дух редакционной" работы.

-9



Но в отличии от своего героя, Сергей он практически сразу, устраивается внештатным сотрудником газеты "Советская Эстония", параллельно работает в котельной - кочегаром, чтобы получить таллинскую прописку, и тогда его берут официально, и подрабатывает в еженедельнике "Моряк Эстонии", где освещал жизнь таллинского пароходства.

"Компромис"

"Жизнь - это череда компромиссов.
Дома развернул свои газетные вырезки. Кое-что перечитал. Задумался…
   Пожелтевшие листы. Десять лет вранья и притворства. И все же какие-то люди стоят за этим, какие-то разговоры, чувства, действительность… Не в самих листах, а там, на горизонте…
   Трудна дорога от правды к истине.
   В один ручей нельзя ступить дважды. Но можно сквозь толщу воды различить усеянное консервными банками дно. А за пышными театральными декорациями увидеть кирпичную стену, веревки, огнетушитель и хмельных работяг. Это известно всем, кто хоть раз побывал за кулисами…"

Спустя какое-то время, в редакции "Сов. Эстонии" он показывает свои рассказы, и их решают издать небольшой книжечкой, чему Сергей несказанно рад - у него выйдет первая книга. Также, решено издать, его детскую книгу.

Это время - ожидание книги, для Сергея становится самым счастливым и волнительным. Книгу утверждают на ЦК КПЭ, отдают в набор, и вот уже первая верстка, в издательстве "Ээсти Раамат".
Кажется, что, вот оно-долгожданное писательское счастье!

-10



Но неожиданно, работу над книгой в типографии сворачивают, без каких- либо объяснений. Вызывают на собрание редколлегии газеты, для разбора его "морального облика". Сергея Донатовича, просят написать заявление - "по-собственному желанию".

Все ругают и критикуют его рукопись книги "Зона", которую Довлатов, с месяц назад, отдал почитать  малознакомому В. Котельникову. Тот обещал показать ее, кому-то "наверху" в надежде, что ее опубликуют. Самого Котельникова арестовали, по-подозрению в каких-то махинациях, но позже - отпустили, и обвинения не было выдвинуто.
Рукопись была изъята, в квартире В. Котельникова, сотрудниками эстонского КГБ.
И сразу, в редакцию газеты, последовало указание "сверху", сначала приостановить работу над изданием, а потом и полностью уничтожить набор его книги. Наказать виновных, и отчитаться о проделанной работе, в борьбе с "неугодными элементами".
Ужасное стечение обстоятельств, в результате которых, пострадал Довлатов и его, ожидавшая издания первая книга.
В полной растерянности Довлатов пытается узнать в КГБ, почему его книгу не будут издавать, и где его рукопись. Ответы уклончивые и неопределенные - рукопись не имеет никакого отношения к его неприятностям. Они не давали никаких распоряжений об отмене публикации в издательстве, и его увольнении. Да и вообще - никто, ничего не знает...

-11


"Компромисс"
"С работы меня уволили в начале октября. Конкретного повода не было. Меня, как говорится, выгнали «по совокупности». Видимо, я позволял себе много лишнего.
   В журналистике каждому разрешается делать что-то одно. В чем-то одном нарушать принципы социалистической морали. То есть одному разрешается пить. Другому — хулиганить. Третьему — рассказывать политические анекдоты. Четвертому — быть евреем. Пятому — беспартийным. Шестому — вести аморальную жизнь. И так далее. Но каждому, повторяю, дозволено что-то одно. Нельзя быть одновременно евреем и пьяницей. Хулиганом и беспартийным…
   Я же был пагубно универсален. То есть разрешал себе всего понемногу.
  …И остался я без работы. Может, думаю, на портного выучиться? Я заметил — у портных всегда хорошее настроение".


Тучи сгустились над Довлатовым, с каждым днем, ему было, все сложнее находиться в Таллине. Работы не было, в редакции, его не желали видеть, даже внештатным сотрудником. Денег не было, рукопись исчезла, и концов ее, не найти.
Сергей уезжает из Таллина в 1975 году, с большим разочарованием и разбитыми вдребезги, писательскими надеждами.
Гораздо позже, когда он уже будет, главным редактором "Нового Американца" в одной статье, он напишет:
" Я всё думаю, откуда берутся, эти голодные, российские, недоучившиеся мальчики?
С невероятными философскими идеями, гениальными картинами, с романами вроде "Москва- Петушки". Кто их создает?
Я знаю кто - советская власть. Проклинают ее и не зря, а ведь создает же. Как это происходит?
На голове у каждого художника, лежит металлическая плита соцреализма, и давит многотонной тяжестью. Художник тоже напрягается, мужает. Кто-то сломленный - падает, кто-то превращается в Атланта - вот так.
На голове у западного человека - сомбреро, а у нашего плита".

-12


По приезду в Ленинград, ему помогают устроиться на работу в Михайловское, в Пушкинский заповедник. Жена подает на развод - она собирается уезжать в Америку, и зовет его с собою, но Сергей просто не представляет что он будет"там" делать - он русский писатель, и советский человек. Надо признать что благодаря своей предприимчивостью Лена организовала поездку, как-только, евреям разрешили уезжать за границу - она получила вызов от дальних родственников, и стала готовиться к отьезду. И на мой взгляд, Елена спасла Довлатова, и его писательскую судьбу (но не будем забегать вперед).
Сергей недолгое время, работает экскурсоводом в Михайловском, и после тех знаковых событий он пишет свой "Заповедник" - одно из моих любимых произведений, где и отразились события и перепетии сложного для него времени, переживаний и сомнений.
"Заповедник"

" Ты добиваешься справедливости? Успокойся, этот фрукт здесь не растет. Несколько сияющих истин должны были изменить мир к лучшему, а что произошло в действительности?..

У тебя есть десяток читателей. Дай бог, чтобы их стало еще меньше…

Тебе не платят — вот что скверно. Деньги — это свобода, пространство, капризы…

Имея деньги, так легко переносить нищету…

Учись зарабатывать их, не лицемеря. Иди работать грузчиком, пиши ночами. Мандельштам говорил, люди сохранят все, что им нужно. Вот и пиши…

У тебя есть к этому способности — могло и не быть. Пиши, создай шедевр. Вызови душевное потрясение у читателя. У одного-единственного живого человека…

Задача на всю жизнь.А если не получится? Что ж, ты сам говорил, в моральном отношении неудавшаяся попытка еще благороднее".

-13

Когда жена с дочкой, улетели в Америку, он возвращается в Ленинград, в свою старую квартиру на ул. Рубинштейна.

Долго сидит без работы, перебиваясь разовыми подработками. Неожиданно для него самого, его приглашают в детский журнал "Костер" - после областной "Советской Эстонии" уровень ниже, но Сергей рад, официальной работе.
Конечно-же, он продолжает писать свои рассказы и дальше, но печатать, никто не берется, по идеологическим причинам. Его рассказы живые и правдивые, а конъюнктура этого не любит.

Из рассказа "Ремесло".
"Мне как-то Гранин сказал: Литератор должен публиковаться. Разумеется не в ущерб своему таланту.. Есть такая щель, между совестью и подлостью, вот в эту щель необходимо проникнуть.
Я набрался храбрости, и сказал: мне кажется, рядом с этой щелью, волчий капкан установлен".

Публикации конечно были, но всё, в рамках одобренного ЦК.
Небольшая повесть в "Неве", десяток рецензий в "Звезде" и "Неве". Его рассказ "Интервью" на производственную тему, напечатали в "Юности" еще в 1974г, до Таллина, за который он получил первый солидный гонорар - аж 400 рублей.
В это время Довлатов начинает осознавать, что напечататься в родной стране, его шансы равны нулю, и он начинает искать другие возможности, публикаций своих произведений.
"Ремесло"..
" На досуге я пытался уяснить, кто же имеет реальные шансы опубликоваться? Выявил семь категорий:

Знаменитый автор, видный литературный чиновник, само имя которого является пропуском. (Шансы - сто процентов. )
Рядовой официальный профессионал, личный друг Сахарнова ( глав.реда ) -( Шансы - семь из десяти. )
Чиновник параллельного ведомства, с которым необходимо жить дружно. (Пять из десяти.)
Неизвестный автор, чудом создавший произведение одновременно талантливое и конъюнктурное. (Четыре из десяти. )
Неизвестный автор, создавший бездарное конъюнктурное произведение. (Три из десяти. )
Просто талантливый автор. (Шансы близки к нулю. Случай почти уникальный. Чреват обкомовскими санкциями. )
Бездарный автор, при этом еще и далекий от конъюнктуры. (Этот вариант я не рассматриваю. Шансы здесь измеряются отрицательными величинами. )".

-14


Только представьте - писатель пишет. Потом долго и нудно, обивает пороги издательств, в надежде хоть что-нибудь опубликовать у себя на родине.  Получает постоянные отказы, из-за конъюнктурных рамок, не популярности тем. Периодически теряя всякую надежду, впадает в "алкогольный штопор", но никак не в бездеятельное разочарование.
Сколько душевных, физических сил затрачено на этот процесс?
А сколько лет жизни, отнимает это противостояние? И все-таки он рано, или поздно, находит возможность опубликовать свои произведения, которые находят отклик, у его читателя. Расплата к сожалению, слишком горька и велика ...

В 70 годы в нашей стране появился СамИздат - неплохой вариант для тех, кого не печатали. Здесь "приютили" многих "идеологически неправильных" авторов и Довлатов, опубликовал  в нем, несколько своих произведений.
Несколько рассказов в эмигрантских журналах "Континет" и "Время и мы". В это же время, приехавший в Ленинград американский славист, и издатель "Ардис" Карл Проффеер, заключает с ним договор, на публикацию "Невидимой книги", которая выходит в Америке в 1977 году. По словам Сергея: " Это исповедь неудачника, писателя потерявшего надежду напечататься в родной стране".
Сложно переоценить, какими важными, и долгожданными были эти публикации для Сергея Довлатова, но в то же время, сколько сложностей и проблем, они внесли в его жизнь.



Начинается период всеобщего порицания и откровенной агрессии, и его исключают из союза писателей. В КГБ го вызывают для долгих разговоров, и откровенно склоняют уехать из страны. На работе, обстановка накаляется, и его увольняют.
К нему приходят домой, с угрозами. Однажды, его подкарауливают, и избивают, на ночной улице. Позже в милиции заставляют подписать бумаги, где обвиняют в том, что он, "спустил" пришедшего милиционера с лестницы, (чего конечно же не было). За хулиганство, ему "дают"  несколько суток, и в КПЗ он проводит, не самые лучшие свои моменты.
Довлатов понимает, что он него, пытаются избавиться, как, от "неугодного элемента".

"Наши".

"Дальнейшие события излагаю пунктиром.Обвинение в тунеядстве и притонодержательстве... Подписка о невыезде... Следователь Михалев... Какие-то неясные побои в милиции... Серия передач «Немецкой волны»... Арест и суд на улице Толмачева... Девять суток в Каляевской тюрьме... Неожиданное освобождение... ОВИР...

Полковник ОВИРа сказал мне вежливо и дружелюбно:

- Вам надо ехать. Жена уехала, и вам давно пора...

Из чувства противоречия я возразил:

- Мы, – говорю, – не зарегистрированы.

- Это формальность, – широко улыбнулся полковник, – а мы не формалисты. Вы же их любите?

- Кого – их?- Жену и дочку... Ну, конечно, любите...

Так моя любовь к жене и дочке стала фактом. И засвидетельствовал его – полковник МВД...

Я пытался сориентироваться. В мире было два реальных полюса. Ясное, родное, удушающее – ЗДЕСЬ и неведомое, полуфантастическое – ТАМ. Здесь – необозримые просторы мучительной жизни среди друзей и врагов. Там – всего лишь жена, крошечный островок ее невозмутимого спокойствия.

Все мои надежды были – там. Не знаю, чего ради я морочил голову полковнику ОВИРа..."

Уехать из родного Ленинграда, из страны, было сложным решением, и делемой которую необходимо было решать как можно быстрее. Да, не печатали -  и это было тяжело, но раньше, хоть была надежда, что в какой-то момент, всё может и поменяться. Сейчас же, его условия жизни стала невыносимой, и ситуация нагнеталась ежедневно.

Сергей  Донатович принимает решение уехать вслед за бывшей женой, в Америку. Лена с дочерью обосновались в Нью-Йорке, в районе Форресст-Хилс, и зовет его к себе, соблазняя новой жизнью и возможностями.
Из "Ремесло":
" Невозможно подготовиться к эмиграции, как и невозможно подготовиться к собственному рождению, и к загробной жизни. Можно только смириться."

-15


В 1978 году Сергей Довлатов, русский, советский прозаик, писатель. исключенный из союза писателей, покидает Родину, с огромной неохотой, и тяжелым сердцем.
Сначала он летит в Австрию, в Вену, с мамой, Норой Сергеевной и фокстерьром Глашей. Потом друзья помогают ему с перелетом в Америку.
Там он проживет 12 лет, не много по земным меркам, но это время -  стало самым удачным как для писателя моментом его жизни. Он много писал, и много издавал - каждый год выходила 1- 2 книги на русском, и на английском языке, по об этом периоде жизни Довлатова, я вам расскажу чуть позже.

За эти годы, и в нашей стране произошли огромные перемены.
Началась перестройка, пришли новые люди на руководящие должности, объявили гласность. Как знать - наверное это, были бы, замечательные времена для его творчества - вот, где он, точно попал  бы" в яблочко времени", как знать...