Известно о дозволенности многоженства в иудаизме, который не видит в этом ничего зазорного. Более того, это положение можно считать одним из базовых положений иудейского закона, с которым явилась Тора и который иудеи всегда исповедовали на практике, о чем свидетельствуют все их правовые нормы, регламентирующий данный вопрос, а также реальная действительность, доказывающая, что последователи иудаизма практикуют многоженство даже в наши дни.
Принимая во внимание этот установленный факт, необходимо отметить, что согласно данным Корана (которые подтверждаются также историческими сведениями и реальной действительностью) доподлинно известно, что учение Мессии (а ныне христианства) являлось лишь продолжением иудаизма, и что задачей Евангелия вдобавок к призыву к нравственным ценностям и нормам поведения, провозглашенным ‘Исой (Иисусом), было лишь подтвердить уже имеющиеся доктрины и законоположения Торы. Ничего из ниспосланного в Торе Закона не подверглось никаким изменениям со стороны ‘Исы, роль которого заключалась лишь в том, чтобы наставить на путь истинный заблудших сыновей Израиля, и вернуть их к соблюдению заповедей Торы и поклонению Одному лишь Аллаху не имеющему ни сотоварищей, ни детей. Всевышний Аллах так говорит об этом в Коране: «Вслед за ними Мы отправили Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Мы даровали ему Инджиль (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных».[1] Таким образом, мы видим, что Евангелие явилось для того, чтобы подтвердить имеющееся в Торе, а ‘Иса, мир ему, - удостоверить истинность сего. Евангелие содержало в себе верное руководство, назидания и призыв к добрым нравам, в котором среди прочего (со слов Иисуса) говорится: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».[2]
Также достоверно известно, что текст Евангелия не содержит в себе запрета на многоженство, что будет очевидно любому, кто тщательно исследует все имеющиеся на сегодняшний день канонические евангелия, будь-то Евангелия от Матфея, Марка, Луки или Иоанна, равно, как не найдет он подобного запрета и в Евангелии от Варнавы[3]. Более того, ни одно из евангелий вообще не содержит в себе каких-либо специальных заповедей, регламентирующих вопрос бракосочетания, не говоря уже о многоженстве, в чем нет абсолютно ничего удивительного, поскольку ‘Иса пришел лишь для того, чтобы дополнить имеющееся и подтвердить действительность заповедей Торы будь то в вопросах брака или чем-либо ином. Из всего сказанного становится ясно, что сам ‘Иса, мир ему, не запрещал многоженство, а что касается «апостола» Павла[4] и его слов: «Но епископ должен быть безупречен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен…»[5], то они не указывают на запрещенность многоженства как таковое, а лишь подчеркивают, что для епископа иметь больше одной супруги не рекомендуется. Тем более, что тексты евангелий и посланий апостолов содержат в себе различные притчи и примеры, которые могут служить косвенным указанием на дозволенность многоженства в христианстве, как например одна из притч о Царстве Небесном из Евангелия от Матфея: «Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».[6]
Многоженство имеет корни в христианской религии и практиковалось в среде ее последователей вплоть до позднего средневековья. Известно, что многие христианские монархи были многоженцами. Так, профессор ‘Аббас Махмуд Аль-‘Аккад пишет: «Многоженство в христианском мире оставалось вполне легальным вплоть до шестнадцатого века, о чем свидетельствуют хроники бракосочетаний европейцев. Эдвард Вестермарк в своей книге «История человеческого брака» писал: «…ирландский король Диармайд имел две жены и две наложницы; короли из династии Меровингов в средние века не единожды были многоженцами; Карл Великий официально имел две жены и множество наложниц, а некоторые из его указов вовсе свидетельствуют о том, что многоженство не было чем-то неизвестным даже в среде духовенства; многие годы спустя Филипп фон Гессен и Фридрих Вильгельм II Прусский узаконили для себя двоеженство с одобрения лютеранского священства». Надо отметить, что добро на второй брак фон Гессену дал сам Мартин Лютер, что признает его ближайший соратник Филипп Меланхтон. Часто Лютер по совершенно различным поводам упоминает в своих речах многоженство и никак не возражает против него: «…многоженство не запрещено указом Божьим», «…Авраам, образец для подражания каждого истинного христианина, не воздерживался от многоженства, имея две жены». В 1650 году после заключения Вестфальского мира парламент франков в Нюрнберге установил своим декретом, что по причине больших потерь среди мужского населения, погибшего в течение «Тридцатилетней Войны», каждому мужчине позволяется иметь двух жен одновременно. А некоторые христианские течения и вовсе считали многоженство обязанностью каждого христианина. Так в 1531 г. общество анабаптистов открыто провозгласило указ о том, что каждому истинному христианину следует иметь много жен, а мормоны, как известно, и вовсе считают, что многоженство – это священная заповедь Божья».[7]
Мартин Лютер позволил ландграфу фон Гессену жениться на второй, сказав: «Если женатый мужчина встретит женщину, которая станет мила его взору, и он влюбится в нее, то лучше ему взять ее второй законной супругой, нежели сделать ее своей любовницей». Эти его слова оказали на христиан столь сильное влияние, что некоторые христианские группы даже стали, считать, что истинный христианин – это тот, кто имеет несколько жен.[8]
Однако официальная церковь во главе с Папами посчитала иначе: лучше уж любовницы, чем законные супруги, и, наделив себя правом законотворчества и самовольного объявления чего-либо запретным или дозволенным, постановила, что многоженство вне закона.
Артур Филлипс пишет: «Христианская церковь не ограничилась запретом многоженства лишь в среде своих последователей, но также стала вести целенаправленную борьбу с многоженством в среде порабощенных ими народов, и вероятно главной причиной этому явилось желание сохранить несметное количество захваченных ресурсов в руках государств-захватчиков…»[9]
Уильям Джеймс Дюрант пишет: «Церковь добилась того, чтобы сделать доктрину моногамии нормой, одобренной законом, однако следует знать, что доктрина эта новоизобретенная, не имеющая ничего общего с христианской цивилизацией в самых истоках ее зарождения».[10]
[1] См. Коран/«Трапеза»,46.
[2] Ев. Мф. 5:17.
[3] Евангелие от Варнавы признается исследователями наиболее достоверной из его версией, ввиду того, что содержит в себе много истинных фактов, таких в частности, как пророчество о приходе в мир пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, или свидетельство о том, что преданным закланию сыном Авраама был Измаил, а не Исаак, с чем не соглашаются христиане, и т.д.
[4] Апостолом называть Павла принято лишь в христианской традиции, тогда как на самом деле, он был иудеем, который проник в христианство с целью разрушить его и проповедовать от его имени все, что ему заблагорассудится. Так, именно он был первым, кто стал утверждать о «Святой Троице» и божественной природе Иисуса.
[5] Первое послание к Тимофею/гл.3, ст.2.
[6] ‘Аббас Махмуд Аль-‘Аккад, «Женщина в Коране»/стр.114.
[7] См. там же /стр.115-116 (с незначительными сокращениями).
[8] «Научные исследования в рамках третьей всемирной конференции, посвященной Сунне и жизнеописанию пророка» 1/382-383.
[9] Там же, с отсылкой к книге «Изучение института семьи и брака в Африке»/стр.191-193.
[10] Там же, с отсылкой к книге «История цивилизации» в переводе Заки Наджиба, т.1/стр.73.