Это самая противоречивая бумага фондового рынка: есть как любящие фанаты, которые сидят на всё в лонгах, так и ярые шортселлеры. Капитализация Теслы, в сравнении с ее выручкой, превышает самые смелые оценки. Если бы кто-то год назад заявил, что акции Теслы преодолеют отметку $2 000 (до сплита) - я бы долго смеялся. Но это произошло, и многим “убитым медведям” не до смеха.
По самым смелым оценкам Guru Focus, цены на акций Теслы переоценены в 4 раза: их справедливая оценка в районе $110 за штуку, вместо текущей цены $418.
Говорить о РЕ 1089 не будем - классические мультипликаторы РЕ и EV/EBITDA не информативны. И, более того, искажают реальную оценку компании, поскольку Тесла пока имеет околонулевую прибыль.
📝Определять оценочную стоимость компании необходимо по другой, более сложной методике, применяемой для оценки растущих компаний. Это комбинация параметров: EV / Revenue, Gross Margin, Operating Margin, среднегодовой темп роста выручки за последние 3 года, Среднегодовой темп роста EBITDA последние за 3 года, Debt-to-Equity, Debt-to-EBITDA, Cash-To-Debt и Interest Coverage.
В данном посте не будем подробно анализировать эту сложную комбинацию, но могу авторитетно заявить: даже если Теслу оценивать, как активно растущую компанию, все равно она стоит в 2 раза дороже самой смелой оценки.
Но я вас призываю: ни в коем случае не пополнять ряды шорт-селлеров Теслы. Если завтра Илон Маск запостит в Твиттер сообщение, что собирается строить новые гигафабрики в Китае и Индии, всех шорт-селлеров опять вынесут “вперед ногами”.
💡В ближайшем будущем с Теслой случатся следующие события: или котировки ее акций значительно упадут до более-менее обоснованных оценок, или Тесла должна каждый квартал демонстрировать экспоненциальный рост выручки и EBITDA. Пока выручка не оправдывает ее сегодняшнюю капитализацию.
Попробуем рассчитать, какую выручку и EBITDA должна генерировать компания после выхода из стадии роста, чтобы оправдать свою текущую стоимость (EV). Для этого обратимся к статистическим данным других состоявшихся автопроизводителей:
📌Toyota: EV/Revenue 1,33х; EV/EBITDA 10,28х; Operating Margin 6,38%
📌VW: EV/Revenue 1,01х; EV/EBITDA 6,16х; Operating Margin 2,48%
📌Daimler: EV/Revenue 1,09х; EV/EBITDA 15,5х; Operating Margin 1,18%
📌BMW: EV/Revenue 1,32х; EV/EBITDA 10,14х; Operating Margin 7,96%
📌GM: EV/Revenue 1,19х; EV/EBITDA 8,52х; Operating Margin 1,03%
➡️Среднее: EV/Revenue 1,19х; EV/EBITDA 7,33х; Operating Margin 3,48%
➡️Tesla: EV/Revenue 15,5х; EV/EBITDA 114х; Operating Margin 4,74%
На текущий момент операционная рентабельность Теслы немного выше среднего значения по отрасли. Значит, что с дальнейшим масштабированием бизнеса она будет еще выше. Не исключаю, что в два раза выше.
💰То есть с каждого доллара выручки компания заберет больше прибыли, чем в среднем традиционная автомобильная индустрия. Это обязательно отразится в соответствующей надбавке к среднестатистическим по отрасли EV/Revenue и EV/EBITDA, которые по моим прогнозам будут двоекратно их превышать.
Таким образом, когда Тесла выйдет из фазы экспансивного роста, можно ожидать ее показателей EV/Revenue и EV/EBITDA равными 2,4х и 15х соответственно (за счет большей операционной рентабельности). Текущая стоимость компании (Enterprise Value) составляет $398 млрд. Чтобы компания оправдала свою текущую стоимость, она должна ежегодно генерировать $166 млрд. выручки (Revenue) и $26,5 млрд. EBITDA.
👉С учетом того, что текущие значения Revenue и EBITDA Теслы за последние 12 месяцем (12-ТТМ) составляют $25,708 млрд. и $3,491 млрд., Тесла должна их увеличит
ь в 6,5 и 7,6 раз соответственно.