Пару месяцев назад весь мир с восторгом наблюдал за первым пилотируемым запуском Dragon 2 — частного космического корабля, детища Илона Маска. Часто ли мы задумываемся, что космическим полётам всего-то лет шестьдесят? Сегодня, например, очередная космическая годовщина: 12 сентября 1959 года на космодроме Байконур состоялся запуск автоматической межпланетной станции «Луна-2», которая через пару дней впервые в истории достигла поверхности Луны.
Почему бы и нам не отправиться в космос? Уж чего-чего, а стихов о космосе в русской поэзии полно. Какие чувства он вызывал у поэтов разных эпох?
В XVIII-XIX веках космос, звёзды, небо не могли не вызывать трепет и восхищение своей загадочностью. Михаил Ломоносов, один из родоначальников русской поэзии, глядя на окрашенное северным сиянием ночное небо, размышляет не о чём-нибудь, а сразу о Божием величестве: «Открылась бездна звезд полна; // Звездам числа нет, бездне дна». Вообще космос часто предстаёт в стихах как бездна, завораживающая и пугающая бесконечность. Таким его видит и Фёдор Тютчев — например, в стихотворении «День и ночь»:
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами ―
Вот отчего нам ночь страшна!
К XX веку, когда знания человека о космосе значительно расширились, космос одновременно стал «ближе», но при этом ещё огромнее и загадочнее. Будетлянин и Председатель земного шара Велимир Хлебников в 1921 году в поэме «Ладомир» воображает движение не просто планет и звёзд, но созвездий и галактик:
Ты прикрепишь к созвездью парус,
Чтобы сильнее и мятежнее
Земля неслась в надмирный ярус
И птица звезд осталась прежнею.
А Осип Мандельштам в знаменитых «Стихах о неизвестном солдате» представляет известные и неизвестные миры как виноградные грозди, висящие в саду вселенной:
Шевелящимися виноградинами
Угрожают нам эти миры
И висят городами украденными,
Золотыми обмолвками, ябедами,
Ядовитого холода ягодами ―
Растяжимых созвездий шатры,
Золотые созвездий жиры…
А вот в 60-е годы — когда уже и «Луна-2» побывала на Луне, и Гагарин обернулся вокруг Земли — цветистые фантазии о чёрной бездне начинают дополняться вполне приземлёнными высказываниями о космосе. Владимир Высоцкий пишет несколько «космических песен» вроде «В далёком созвездии Тау Кита» или «Марша космических негодяев». А Иосиф Бродский в стихотворении «Освоение космоса» иронизирует над тем, как новости о первом полёте человека смешиваются с незначительными бытовыми происшествиями:
И этот Вавилон на батарейках
донес, что в космос взвился человек.
А я лежал, не поднимая век,
и размышлял о мире многоликом.
Я рассуждал: зевай иль примечай,
но все равно о малом и великом мы,
если узнаём, то невзначай.
Может быть, скоро и мы невзначай узнаем, что человек прилетел и обосновался на Марсе. Ждём с нетерпением.
#ruspoetrytravel #ruspoetrytravel_памятныедаты
Бездна, омут, виноград: космос в русской поэзии
12 сентября 202012 сен 2020
46
2 мин